Как он пояснил, проект "Ангара" развивается сегодня в трех направлениях. Первое - это доведение сегодняшней "Ангары" - там, по словам Коптева, есть еще, над чем поработать. Второе - это проект "Амур" - приспособление "Ангары" для пусков с дальневосточного космодрома "Восточный". Третье - это разработка тяжелой версии "Ангары-А5В" в 34-35 тонн и создание второго пускового стола на "Восточном". Первый пуск "Ангары-А5В" может состояться в 2022 году.
Надо сказать, что именно с "Ангарой" Россия связывает самые серьезные космические перспективы. Не случайно создание этого ракетного комплекса объявлено задачей особой государственной важности. Что самое главное? Начало полетов "Ангары" позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит независимый гарантированный доступ в космос. К настоящему времени состоялся один испытательный пуск "Ангары-А5". Ракета стартовала с универсального стартового комплекса 23 декабря 2014 года. Полезная нагрузка была в виде массо-габаритного груза. Обычно, когда испытываются даже самые последние версии ракет тяжелого класса, те же "Атласы", "Дельты", "Арианы", они выводятся просто на низкую орбиту. "Ангара-5" полетела сразу на геостационарную. Почему? Принято решение отработать сразу всю трассу полета. И это хорошо. Но, кстати, специалисты говорили, что раз полетели так высоко, можно было поставить и реальный космический аппарат.
Как заметил Юрий Коптев, НТС Роскосмоса высказался за разработку проекта ракеты-носителя "Ангара-А5В" и ее возможной адаптации с перспективными транспортными и пилотируемыми кораблями для лунной программы. Причем не исключено, что пилотируемые полеты на Луну будут проводиться в два этапа - с "пересадкой" на орбите. Юрий Коптев пояснил, что в ходе запусков по "двухпусковой схеме" космонавты смогут на околоземной орбите пересаживаться на летный комплекс, который непосредственно будет доставлять их на поверхность Луны.
Новый тяжелый носитель, способный выводить на орбиту до 35 т полезной нагрузки, - это развитие уникального семейства ракет, которые строятся по модульному типу. Такой модульности и такого широкого диапазона полезных нагрузок для семейства ракет нет нигде в мире. Только в России смогли так сделать: чтобы и легкий класс, и средний, и тяжелый - какой хочешь, такой и ставь.
Вместе с тем, по словам Коптева, Научно-технический совет рекомендовал Роскосмосу рассмотреть возможности государственного финансирования перспективных технологий основных систем и агрегатов для создания космического ракетного комплекса с ракетой-носителем сверхтяжелого класса для исследования Луны, Марса и других планет Солнечной системы.
Естественно, журналисты не могли не спросить про то, как долго Россия намерена еще летать на МКС. "Я хочу сказать, что экономически это, конечно, достаточно выгодно. За весь период работ по Международной космической станции наши вклады туда, если в деньгах смотреть, составили 10%, а пользуемся мы 30% ресурсов", - привел для наглядности цифры Коптев. Между тем сейчас Россия рассматривает возможность создания национальной космической станции, если будет признано нецелесообразным продолжать работу по МКС после 2024 года. При этом, как сказал спикер, американские коллеги уже говорят: давайте заодно посмотрим 2027 год. Но это, как замечено, предложения самого предварительного плана. Детально их никто не прорабатывал. "И до 2024 года столько неопределенностей, и технических, и политических", - сказал Коптев. На сегодня, по мнению Роскосмоса, продолжение работы МКС целесообразно до 2024 года. После этого срока Россия рассматривает возможность создания собственной, национальной космической станции.
Кстати, новая Федеральная космическая программа РФ должна быть внесена до 10 июня и утверждена в этом году. "Если мы не утвердим ее в этом году, у нас возникнут проблемы с финансированием", - подчеркнул Юрий Коптев.
Первый пуск ракеты тяжелого класса "Ангара-А5"