Так, число тех, кто хочет купить машину за свой собственный счет, выросло вдвое (с 27 процентов в 2014 году - до 58 процентов в 2015). В свою очередь, если год назад более половины тех, кто планировал покупку авто (58 процентов), были готовы оформить автокредит, то сейчас таковых не более четверти (25 процентов).
По словам руководителя департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирины Лобановой, резкое снижение спроса на автокредитование с одной стороны объясняется ростом процентных ставок, с другой - сомнениями потенциальных покупателей в том, что они смогут выплатить всю сумму займа. "При этом, если ипотечный кредит воспринимается как инвестиция, и граждане предполагают, что недвижимость - надежное вложение средств, то покупка нового автомобиля в кризисный период считается, скорее, роскошью, особенно с учетом дополнительных трат, связанных с его обслуживанием",- поясняет эксперт.
Ответы о причинах отказа от автокредита, говорит Ирина Лобанова, распределились практически поровну: четверть граждан ссылаются на большую сумму переплаты из-за высокой процентной ставки. Столько же отмечают, что с их доходом осуществлять выплаты проблематично. Среди других причин называют отсутствие уверенности в будущем и нежелание жить в долг. Кстати, приобрести автомобиль полностью за свой счет намеревается больше мужчин, чем женщин (66 процентов и 47 процентов, соответственно). Доля желающих обойтись своими силами велика в возрастном сегменте 35-44 лет. Причем, для них характерен более высокий уровень образования.
Что касается географии, то больше всего желающих сделать автопокупку живет в европейской части России. Так, в Центральном федеральном округе купить личное средство передвижения намереваются 25 процентов россиян, в Северо-Западном - 19 процентов и Приволжском - 18 процентов. В Дальневосточном и Южном федеральных округах на автомобиль собираются раскошелиться всего один процент и девять процентов опрошенных, соответственно.
Доля участников исследования, планирующих для покупки автомобиля взять деньги в долг у друзей и родственников, за последние годы практически не меняется, составляя от пяти процентов до 12 процентов. При этом, по последним данным, среди них больше женщин, чем мужчин (19 процентов и восемь процентов соответственно), а также молодых россиян в возрасте от 18 до 24 лет (20 процентов против, в среднем, десять процентов в других группах).