Падение объемов продаж в 2014 году продемонстрировали практически все известные бренды: и отечественные, и зарубежные. Перспективы - увы! - тоже неутешительные. Так, Iveco прогнозирует падение российского рынка комтранса примерно на 30% по сравнению с 2014 годом. Причем сегмент легких грузовиков пострадает в первую очередь из-за сложностей с финансированием, обусловленных высокими ставками по кредиту и лизингу. "Тяжелее всего придется в первые полгода, - считает директор по маркетингу компании "Ивеко Руссия" Дмитрий Швед, ситуация крайне непредсказуема, так как она зависит не только от экономических, но и от политических факторов". Другой зарубежный автогигант - Skania, по словам начальника отдела маркетинга "Скания-Русь" Анастасии Лазурко, оценивает уменьшение объемов продаж также в пределах 30% - 40%: "Падение какое-то время будет продолжаться, но есть основание предполагать, что во второй половине года ситуация начнет меняться в лучшую сторону".
"Значительное удорожание валют существенно подняло цены на грузовики-иномарки, а также на собираемые в России с использованием импортных комплектующих. Все это негативно отразилось на спросе, - пояснил "РГ" заместитель генерального директора РАМК Андрей Барсуков, - кроме того, на рынке наблюдается резкий спад объемов грузоперевозок (не только автомобильных), что отражается на снижении или даже отсутствии прибыли у автоперевозчиков. Такие факторы повлияли на обновление и расширение автопарков - предложение новых и подержанных грузовиков растет, а реальных сделок их купли-продажи все меньше. В ближайшее время, на наш взгляд, спрос будет смещаться в сторону малобюджетных устаревших либо подержанных моделей".
Тем не менее в стране стоит задача обновления грузового автопарка, а значит, увеличения продаж именно новых грузовиков. И автопроизводители стараются максимально учесть предпочтения потенциальных покупателей. "Два основных критерия, на которых базируется выбор грузовой техники, это надежность и рентабельность. Первая складывается из высокой ремонтопригодности, адаптированности к сложным условиям эксплуатации, запаса прочности основных агрегатов, длительного межсервисного интервала и даже эргономичности и комфорта рабочего места. Вторая - из топливной экономичности, сервисного обслуживания, а также остаточной стоимости автомобиля при перепродаже. На эти требования автопроизводитель и должен ориентироваться", - считает Анастасия Лазурко.
"В первую очередь потребителя интересует цена, во вторую - возможность приобретения в лизинг. Вслед за этими условиями, конечно же, следуют экономичность и надежность, так как приобретение техники - это серьезное вложение. Не менее важным аспектом при выборе является и уровень развития сервисной сети. У Iveco на территории России более 50 станций техобслуживания, что дает перевозчикам дополнительную уверенность в любой точке страны, - говорит Дмитрий Швед. - И у покупателя всегда есть выбор. Iveco производит большое количество автомобилей на заказ, используя производственные мощности не только в Европе, но и в России. Речь идет о совместном предприятии "ИВЕКО-АМТ" в Челябинской области, где выпускается большое число модификаций тяжелой техники под конкретные запросы заказчиков. И следует отметить, что индивидуальный подход имеет успех: продажи продукции завода растут год за годом, и все большее число потребителей готовы обратиться на предприятие именно за приобретением техники, удовлетворяющей специфическим требованиям".
"Это весьма верная позиция, - подтверждает начальник управления организации грузовых перевозок по России DPD в России Сергей Власов, - в связи с тем, что сейчас происходят динамичные изменения бизнес-процессов, перевозчик стремится подбирать транспортные средства под решение конкретных задач. Приведу пример. Ранее при проведении тендеров по выбору компаний для перевозок груза одним из обязательных условий для участников тендера мы ставили наличие грузовых автомобилей грузоподъемностью от 1,5 тонны и выше. А сейчас включили в тендерное задание требование о наличии у участников конкурса грузовых автомобилей грузоподъемностью до 800 кг. Это связано с тем, что на отдельных направлениях перевозок объемы грузопотоков сократились, и для снижения издержек нам потребуются малотоннажные автомобили".
Если смотреть на тенденцию последних месяцев, то падение продаж в грузовом сегменте в России может достигнуть 40%, подчеркнули "РГ" в Группе ГАЗ. Повлиять на эту ситуацию в позитивном направлении могут меры по стимулированию спроса. Например, заметный эффект оказывает программа утилизации, которая была возобновлена в 2015 году. Большое значение имеют и меры по стимулированию развития бизнеса, прежде всего малого и среднего, который создает основной спрос в сегментах легких и средних коммерческих автомобилей
Ари Хендрикс, генеральный директор компании "ДАФ Тракс Рус":
Начало года демонстрирует низкий спрос по сравнению с непростым 2014 годом. Какие-либо выводы делать, конечно, рано, все будет зависеть от макроэкономической ситуации. Укрепление рубля и снижение процентных ставок по кредитам или, в крайнем случае, их стабильность положительно повлияют на спрос. Как только ситуация нормализуется, объем продаж увеличится, ведь сейчас падение рынка связанно с тем, что перевозчики откладывают инвестирование средств в новые грузовики, для того чтобы сократить расходы. Несмотря на все трудности, компания DAF видит в российском рынке огромный потенциал.
Мы продолжим развивать дилерскую сеть и обязуемся повышать качество работы дилеров.