31.03.2015 00:41
Экономика

Общественный транспорт переведут на газомоторное топливо

Большинство российских перевозчиков пока предпочитают автомобили на традиционном топливе
Текст:  Оксана Перепелица
Российская газета - Спецвыпуск: Коммерческий транспорт №66 (6637)
В этом году в активную фазу вступает амбициозный транспортный проект, связанный с переводом общественного транспорта на газомоторное топливо. На федеральном уровне речь об этом ведется давно, однако наиболее существенный импульс внедрения экологически чистой техники регионы получили с октября минувшего года, когда на места начали поступать госсубсидии для ее закупок.
Читать на сайте RG.RU

Объем потребления газа в качестве моторного топлива в РФ сейчас составляет не более 0,2% от общего количества. Однако при поэтапном развитии рынка уже через пять лет прогнозируется значительное увеличение потребления компримированного природного газа (метана) до 10,4 млрд куб. м в год. В компании "Газпром газомоторное топливо" считают, что его сегменты будут распределены следующим образом: общественный транспорт и коммунальная техника - 50%, грузовой транспорт для внутригородских перевозок и легкий коммерческий транспорт - 30%, личный транспорт - 10%, сельхозтехника - 20%.

Пока что собственных средств на подобное обновление парка у региональных властей, как правило, недостаточно, более того, и заявленные меры господдержки не всегда эффективны. Так, например, депутаты тюменской городской Думы выступили за то, чтобы переход общественного транспорта на газ происходил только за счет перевозчиков. Впрочем, полагают думцы Тюмени, стимулом для собственников автобусного парка могут стать конкурсные условия по перевозкам, где муниципалитет вправе закрепить наличие автобусов на газомоторном топливе как один из критериев выбора. Как считает исполнительный директор по развитию проекта CNG компании "Русские машины" Петр Золотарев, перевод автомобилей на газовое топливо невозможен без стимулирования со стороны государства, поскольку при покупке такой техники требуется более высокая первоначальная инвестиция, а для ее эксплуатации необходима специальная инфраструктура. Поэтому во всем мире локомотивом развития отрасли становятся специализированные законодательные акты и меры поддержки, в том числе не монетарные. При этом очень важно, чтобы программа развития газового транспорта была долгосрочной и являлась частью комплексной программы обновления транспортного парка страны.

ЦИФРА: 44,6 триллиона кубометров составляют разведанные запасы природного газа в России

"Техника на природном газе - наиболее перспективное направление. Газовый транспорт имеет высокую окупаемость за счет низкой цены на топливо и уменьшения эксплуатационных издержек. Снижение расходов на эксплуатацию - особенно актуальный фактор при переходе на перспективные экологические стандарты, который влечет удорожание стоимости техники и топлива. Экологический эффект очень важен. Современные исследования показывают, что газовый транспорт, в отличие от дизельного, не дает выбросов канцерогенных веществ и кардинально уменьшает выбросы парниковых газов в атмосферу", - подчеркивает он.

Владельцы машин выбирают "голубое топливо"

Очевидно, что наиболее позитивно программу перевода общественного транспорта и техники коммунальных служб на газомоторное топливо оценивают производители автотранспортных средств. Для этого есть свои основания. По словам директора по маркетингу компании "Ивеко Руссия" Дмитрия Шведа, эта программа способна значительно сэкономить бюджетные средства при правильном инвестировании, поскольку совокупная стоимость владения транспортным средством, работающим на природном газе, в среднем на 30% ниже в сравнении с дизельным аналогом. "Но здесь речь идет именно о моделях коммерческого транспорта, которые специально спроектированы для работы на сжатом или сжиженном метане", - уточняет Швед. Однако он отмечает и существующие проблемы создания соответствующей сервисной инфраструктуры: "Сеть АГНКС очень разрознена, заправочных станций не хватает. И "Газпром" сейчас активно решает эту проблему. Что касается сервиса, то перед производителями стоят две приоритетные задачи: подготовить персонал для обслуживания газовой техники и соответствующим образом модернизировать технические станции".

Комплексные решения для перехода общественного и коммунального транспорта на КПГ готовы предложить и китайские компании. С их помощью, например, планируется реализовать проект перевода общественного транспорта на ГМТ в Челябинской области. Как отметил генеральный директор компании "Корпорация Развития" Сергей Маслов: "Китайские партнеры, как основные потребители газа, обладают большим опытом в области производства и реализации СПГ. Объединив усилия, мы получим уникальные возможности развивать на своей территории уже опробованные китайскими коллегами производства. Постепенно мы рассчитываем полностью вывести транспортные предприятия на новый уровень, с новой эффективной логистикой и новыми экономичными автобусами".

Однако прежде участникам рынка предстоит преодолеть административные барьеры, которые возникают из-за устаревших норм, регулирующих строительство заправок. Именно они являются главным препятствием для развития заправочной инфраструктуры, полагает Петр Золотарев. "Для того чтобы покрыть территорию РФ и создать необходимые условия для функционирования газового транспорта, нужна четкая программа, создающая сеть заправок с шагом около 50-100 км в каждом регионе. На первом этапе эффективной мерой может стать субсидирование первых нескольких тысяч АГНКС с развитием региональных рынков сбыта КПГ в 40 - 50 регионах РФ", - считает он.

Впрочем, задержка развития инфраструктуры технического сервиса и заправочных станций не сказывается на самом рынке предложений транспортных средств. Он довольно обширен. Полный модельный ряд газовых автобусов выпускает Группа ГАЗ, чей продуктовый портфель включает порядка десяти моделей КПГ-автобусов всех классов и назначений марок ЛИАЗ, ПАЗ и КАВЗ. С 2010 года здесь производят

Природный газ станет альтернативой бензину и дизелю

"ГАЗель БИЗНЕС" на СПГ, с 2013-го ведется выпуск "ГАЗель БИЗНЕС" на КПГ. Модельный ряд газовой техники постоянно обновляется. Недавно представлены прототипы автомобилей нового семейства ГАЗель NEXT и ГАЗон NEXT с двигателями Евро-5 на КПГ. Совместно с компанией Westport автопроизводители разработали газовые двигатели ЯМЗ-530.

На российском рынке полную гамму автомобилей, работающих на сжатом или сжиженном газе, предлагают и в компании Iveco. Примером автомобиля для коммунального хозяйства является мусоровоз CRV 1600, оборудованный газовым двигателем Евро-6. Еще одна модель - 12-тонный Iveco Eurocargo. Полного баллона ему может хватить на 450 км. Кроме того, на совместном предприятии "ИВЕКО-АМТ" в Челябинской области под заказ устанавливаются газовые силовые агрегаты на шасси с любыми типами надстроек. Для сектора общественного транспорта готовым решением может стать газовый маршрутный автобус Iveco Daily CNG, который выпускает"СТ Нижегородец". Этот автобус вошел в список 100 лучших товаров России. Благодаря разнице в стоимости дизельного топлива и природного газа он оправдывает вложения уже в первый год эксплуатации.

Но пока большинство перевозчиков не торопятся делать ставку на экологичные виды транспорта, не будучи до конца уверенными в их экономической целесообразности. Как рассказал гендиректор компании "Выбор" Алексей Волков, газовая техника на 5-10% дороже традиционной. При этом теоретически она могла бы быстрей окупаться благодаря низкой стоимости топлива, но на практике это трудно реализовать из-за слабо развитой заправочной сети. Кроме ее развития, стимулом для перевозчиков могла бы стать отмена транспортного налога на соответствующие категории авто, а также повышение эффективности обслуживания газовой техники, в частности, совершенствование системы переаттестации баллонов.

Прямая речь

Дмитрий Швед, директор по маркетингу компании "Ивеко Руссия"

Газовые автомобили намного экологичнее и экономичнее дизельных аналогов. Кроме того, они работают гораздо тише, что особенно важно для коммунальной техники, которая часто задействована в ночное время суток. Владельцы газовых автопарков, в свою очередь, получают возможность сократить расходы на топливо почти в два раза.

Тем временем

Несмотря на то что в Европе отношение к газомоторной технике отличается от российского, перспективные модели не всегда и там находят спрос. Так, у концерна DAF "не пошел" ГМТ-грузовик серии LF. Теперь он экспонат музея истории марки в Эйндховене, где расположена штаб-квартира автогиганта. А вот Scania в России продала 5PL-провайдеру сети ресторанов быстрого питания автомобили с газовыми двигателями Евро-6.

Транспорт