Громкий политический скандал в австрийском городке Рид-им-Иннкрайс спровоцировал плакат с надписью "Инфильтлерская охота на зайцев". На нем изображена девушка с револьвером, приглашающая на пасхальную дискотеку. Общественность усмотрела схожесть данного сюжета с карательной операцией СС в феврале 1945 года против советских военнопленных.
Это позорное событие вошло в историю Австрии под названием "Мюльфиртельская охота на зайцев", в ходе которой нацисты с помощью местных приспешников выследили и убили без суда и следствия 419 красноармейцев, сбежавших из концлагеря Маутхаузен. Реакция политиков и австрийских общественных организаций на "пиар-ход" местных затейников последовала незамедлительно. "Нельзя объяснить глупостью или невежеством проведение столь одиозной рекламной кампании, - заявил "РГ" парламентарий австрийских "зеленых" Харальд Вальзер. - Под невинным названием "Мюльфиртельская охота на зайцев" скрывается ужасное преступление, в котором были замешаны австрийцы". Немедленно снять плакат потребовал от городских властей член правления комитета Маутхаузен Роберт Айтер. "После побега из Маутхаузена были убиты сотни людей. Действия организаторов дискотеки являются осквернением памяти жертв нацизма. Неважно, было ли это сделано случайно или намеренно, надо нести ответственность за свои поступки", - считает антифашист.
По словам депутата, в Австрии в последнее время наблюдается тенденция недооценки неонацистской опасности. Случай с вышеназванным плакатом является одним из показательных примеров этого. В Маутхаузене 5 мая пройдут памятные мероприятия, посвященные освобождению "фабрики смерти" американскими войсками. Церемония памяти жертв нацизма пройдет 5 мая также в Национальном собрании Австрии. А 13 апреля будет отмечаться освобождение Вены от фашистов.
Представитель окружной администрации города Рид-им-Иннкрайса Герхард Обермайер сообщил корреспонденту "РГ", что население с неодобрением отнеслось к идее деревенской общины разрекламировать развлекательное мероприятие под видом "приглашения на охоту". Все плакаты, вызвавшие шквал критики, убраны со стендов города.
Но они могут до сих пор оставаться в частных владениях. Из социальных сетей слово "инфильтерская" в слогане плаката уже снято.
Справка "РГ"
Летом 1944 года в Маутхаузене создается отдельный блок смерти N 20, в который определялись исключительно советские офицеры. Это было сделано по тайному приказу начальника штаба Верховного главнокомандования Германии Вильгельма Кейтеля, который ввел новую категорию узников концлагеря, каждого из которых ждал расстрел, о чем свидетельствовала запись в их карточке - Aktion-K (К - Kugel, то есть пуля. - Прим. "РГ"). Из пятнадцати тысяч советских военнопленных, содержавшихся в Маутхаузене, к категории Aktion-K относились 4300 человек. С момента введения в эксплуатацию блока смерти в его стенах было убито более трех с половиной тысяч советских офицеров. На 1 февраля 1945 года в живых оставалось около 570 человек. Согласно историческим справкам, эти люди понимали, что только побег может дать хоть какой-то шанс на спасение, и в ночь с 1 на 2 февраля они начали восстание. Покинуть территорию лагеря удалось только 419 узникам, остальные погибли от пуль охранников.
Сразу после побега руководство Маутхаузена организовало преследование, для чего были привлечены не только силы СС, но и жандармерия, вермахт, фольксштурм, гитлерюгенд и местное население. Участникам погони был отдан приказ: "схваченных беглецов привозить обратно в лагерь только мертвыми". Поскольку большинство эсэсовцев, а также добровольцев, к ним примкнувших, были страстными охотниками, то кампания по поимке беглецов получила циничное название Mu"hlviertler Hasenjagd, или, в переводе с немецкого, "Охота на зайцев в округе Мюльфиртель". Согласно документальным свидетельствам, большую часть беглецов, особенно тех, кого удавалось поймать живыми, не расстреливали, а забивали насмерть подручными средствами самым жестоким образом. Только одиннадцати офицерам удалось уйти от погони и остаться в живых.