04.04.2015 16:36
Культура

Леонид Федоров презентовал в Москве новый диск "Элегия"

Леонид Федоров показал в Москве сольный диск "Элегия"
Текст:  Андрей Васянин
Российская газета - Федеральный выпуск: №72 (6643) Российская газета - Столичный выпуск: №72 (6643)
Леонид Федоров показал в столице программу, посвященную выходу диска "Элегия". В новом альбоме лидера "АукцЫона" нет совсем новых, никогда не звучавших на публике песен. Но зато там есть новый Федоров.
Читать на сайте RG.RU
Леонид Федоров представил в Москве новый альбом "Элегия"

Лидер "АукцЫона" работает в обычном для себя - но для многих музыкантов невозможном - темпе. Трудно назвать сходу несколько исполнителей, которые записывали бы альбомы с такой скоростью. "АукцЫон" записал последний на сегодняшний день альбом "Юла" в 2011-м, в 2013-м Федоров с контрабасистом Владимиром Волковым создал "Если его нет", с израильской группой "Крузенштерн и пароход" - "Быть везде". Осенью 2014-го вышел его сольник "Мотыльки". И вот в продаже уже "Элегия", плод коллаборации Федорова, Волкова, композитора и пианиста Владимира Мартынова, его жены, скрипачки Натальи Гринденко и ее ансамбля старинной музыки Opus Posth.

Синглы Бориса Гребенщикова: "Кондуктор" и другие

"Элегия" - диск долгожданный. Вот уже многие годы Федоров с удовольствием поет на концертах под аккомпанемент гринденковских скрипок и виолончелей. И вот, наконец, пришло время послушать Федорова в сопровождении струнных не в любительском видео в интернете. И пусть на диске нет было незнакомых публике песен, но такими он свои старые веще еще не записывал:

- Мне не хотелось тут "сделанности", что ли. Но, с другой стороны, то, что у нас получилось - это уже не песни, а, наверное, оратории. - говорил Федоров перед концертом.

...Это редкое зрелище - Федоров на сцене не поет и не терзает гитару - просто сидит и молча слушает музыку, облокотившись на инструмент (в метре от него в обнимку с контрабасом стоит Волков). Молчит долго - пока Владимир Мартынов играет на вставшем с краю сцены зала ЦДХ рояле свое аллегро к федоровским "Мотылькам". Тема началась резкими стаккатными акккордами, разлилась на многонотные вариации, в которых улавливалась мелодия "исконных" "Мотыльков". Музыка разрасталась, подхваченная смычками струнных, придававших звуку, по мере подключения к нему все новых смычков, неслыханные, переполняющие акустические объемы - и вот разом вступили гитара и голос, нанизывая на микрофон быстрые стихи Дмитрия Озерского. Закончился этот рок - без барабанов и электро-гитар, но безусловный рок по ритму, внутреннему напряжению, по вложенному в стихи смыслу (он - о нашей общей бесхребетности, бессмысленности современной жизни) и по вечно дрожащему федоровскому нерву - так же неожиданно, как и начался.

- С юга вьюга, сто дней - не много, друг без друга светлей дорога, - дальше завыла "Вьюга", гуляющая по репертуару "АукцЫона" с начала 2000-х, совершенно русская, тягучая, маленькая оратория, прозвучавшая на "Элегии" с какой-то новой тревогой - или это показалось, потому что началась она с "вьюги", насвистанной Федоровым в микрофон.

По словам Владимира Мартынова, ему и Федорову сначала просто хотелось собрать лучшее из исполняемого вместе с Opus Posth на концертах, и летом эти 10-12 песен были на студии "Мосфильма" записаны. Но потом начала складываться концепция "Элегии", и 6 вошедших на нее вещей отбирались вплоть до конца года, музыканты стремились попасть в тон времени, расставить созвучные ему акценты, отчасти трагические, придать песням масштаба.

Илья Лагутенко: "12 стульев" и "Золотой теленок" - мои любимые книги

Были на концерте и вещи, не вошедшие в альбом. И жаль, что в "Элегию" не включили до мурашек пробирающую нездешними мелодическими извивами песню "Таял", придающю смысл всему, что ее окружает. Увы, нет в альбоме и двух сыгранных в ЦДХ инструментальных вещей - сначала Федоров с Волковым слушали лихой сербско-мадьярский скрипичный этюд в сольном исполнении Татьяны Гринденко, потом за рояль сел Мартынов и добавил программе немного пафоса.

Когда на исходе вечера виолончели начали "Элегию" и на исходе фортепианного вступления Федоров запел текст Введенского, стало ясно, что это кульминация. Простые сочетания нот точнейше интонировали стихи, отточенные и отчаянные (за иную поэзию Федоров сегодня не берется), а сам Леонид, как всегда, не был на сцене артистом, а просто, не скрывая переполнявших его чувств, рвался со стула к микрофону, своему рупору, не жалея пальцев, выбивающих из струн аккомпанемент. И это была очень русская музыка, с отчаянья бьющая по щеке и тут же ласкающая, поднимающая на ноги...

- Такой потрясающий напор свежего чувства, воздуха, такое очищение всего вокруг, - делился впечатлениями от концерта кинорежиссер Андрей Хржановский. - О чем эта музыка? Да, конечно же, о свободе.

Рок