У ивановцев подобный опыт уже имеется - в прошлом году военнослужащие этого соединения уже высаживались на льдину. А для их коллег из Пскова и КСОР подобные прыжки в новинку. К счастью, первый блин не вышел комом, и десантирование прошло успешно. Место массовой высадки находилось рядом с Северном полюсом и, в общем-то, мало подходило для такого рода операций. Площадка приземления оказалась покрытой во многих местах ледяными торосами. К тому же в момент высадки на нее десантникам мешала плохая видимость и аномально низкая температура.
В определенном смысле военных выручила парашютная система "Арбалет". Ее специально конструировали под нужды армейских разведчиков и спецназа. Отсюда особые технические характеристики "Арбалета". С ним можно прыгать, когда за бортом самолета стоит 35-градусный мороз или такая же жара, а сам лайнер несется со скоростью 350 километров в час. Высокую надежность парашютной системе обеспечивают планирующие 9-секционные купола площадью 27 квадратных метров. У них общая подвесная конструкция, куда при необходимости можно крепить грузовой контейнер с автономной парашютной системой. Кроме того, "подвеска" имеет девять точек регулировки, что позволяет подгонять ее даже под двухметрового парашютиста.
Первыми в ВДВ "Арбалетом" оснастили разведывательные подразделения Ивановской 98-й воздушно-десантной дивизии. Не так давно такие же парашюты получили в Псковской дивизии. Поэтому, когда решался вопрос, кому доверить выполнение не только сложной, но и достаточно опасной миссии у Северного полюса, генералы долго не раздумывали.
На дрейфующую льдину военные высадились вместе с грузовыми контейнерами, весящими от 30 до 50 килограммов каждый. Туда десантники сложили все необходимое для выживания в условиях полярной зимы, а также средства оказания первой помощи и транспортировки пострадавших. Это имущество понадобится военным, когда они приступят к учебной гуманитарной поисково-спасательной экспедиции в районе Северного полюса. Десантники вместе коллегами из КСОР потренируются в поиске, оказании помощи и транспортировке людей, условно пострадавших при проведении экспедиций, крушений авиации и кораблей в экстремальных условиях Полярного круга. А также познакомятся с опытом такой работы специалистов Экспедиционного центра Русского географического общества. Но это - задача ближайших дней.
А сразу после приземления военнослужащие первым делом занялись оборудованием ледового лагеря и сбором десантируемого имущества, запасов материальных средств и продовольствия. Кроме того, они тут же развернули мобильный узел связи. Он не только помог установить контакты между участниками экспедиции, но и с помощью орбитальных спутников наладил диалог военных с командованием ВДВ. Представитель Управления пресс-службы и информации Минобороны Евгений Мешков сказал корреспонденту "РГ", что настройка аппаратуры на космические аппараты по заданным координатам шла в автоматическом режиме и заняла меньше пяти минут.