07.04.2015 00:40
Экономика

В 2015 году объем нового бизнеса лизингового рынка сократится

Компании вынуждены сокращать расходы
Текст:  Евгения Носкова
Российская Бизнес-газета - : №13 (992)
В 2015 году объем нового бизнеса лизингового рынка сократится даже при оптимистичном сценарии, прогнозируют в RAEX ("Эксперт РА"). Падение составит 10%, причем ж/д и авиасегменты сократятся сильнее - на 30 и 20% соответственно. Рост автолизинга составит не менее 5%, а падение прочих сегментов - около 8%. По базовому сценарию объем нового бизнеса сократится на 20%, падение сегментов ж/д и авиатехники составит не менее 40%, а автолизинг на фоне удорожания автомобилей и спада продаж продемонстрирует нулевые темпы прироста.
Читать на сайте RG.RU
За девять месяцев 2014 года рынок лизинга сократился на 10 процентов

По итогам прошлого года сумма новых договоров лизинга сократилась на 23% и составила 1 трлн рублей, а объем нового бизнеса снизился на 13%. Рынок достиг минимального объема с 2011 года, отмечают в RAEX: в первую очередь из-за сокращения крупнейших сегментов - ж/д техники и авиатранспорта (на 40,2 и 44,3% соответственно). Кроме того, давление на рынок оказало снижение доступности и удорожание заемных средств, а также рост проблемной задолженности. Доля проблемных активов с учетом вынужденных реструктуризаций на рынке сегодня составляет не менее 10%. В 2015 году она может достигнуть 14%.

На начало года доля реструктурированных сделок в совокупном портфеле лизингодателей в среднем по рынку составляла не менее 15%, а доля реструктуризации по крупным сделкам (прежде всего это касается ж/д техники) - порядка 40%. Не менее трети таких реструктуризаций сделок аналитики агентства считают вынужденными и относят к проблемным активам.

Участники рынка отмечают, что начавшееся в прошлом году замедление они в полной мере почувствуют в этом году. "Думаю, во многом мы будем видеть сценарий 2008-2009 годов, - отметил и.о. генерального директора "Сбербанк Лизинг" Кирилл Царев. - С одной стороны, идет сокращение инвестиций в основные фонды и, как следствие, сокращение спроса на лизинг. С другой - ожидаются возможное ухудшение финансового состояния клиентов и повышенные требования банков к лизинговым компаниям. Все это будет серьезным экзаменом для участников рынка".

Премьер подписал постановление об изменениях правила лизинга самолетов

Хотя, по мнению Царева, предпосылки для успешного или неудачного прохождения 2015 года были заложены стратегиями лизингодателей в период с 2011 по 2014 год. Чем агрессивнее была лизинговая компания, чем больше проявляла аппетит к риску (не только с позиций заемщиков, но и с точки зрения ликвидности, соотношения активов и пассивов в валюте), тем сильнее для нее будут проявляться последствия изменившейся экономики. "Но я верю, что большинство компаний уже имеют опыт преодоления прошлого кризиса, потому смогут выдержать и эти невзгоды", - подчеркнул эксперт.

Рынок лизинга будет тормозиться низким спросом на лизинговые услуги, считает заместитель генерального директора ГТЛК Владимир Добровольский. При таких ставках, которые сейчас существуют в банковском и финансовом секторах, ни один проект окупиться не может. Особенно с учетом того, что ставки на услуги (на перевозки, на строительные работы) не выросли. При этом, по его мнению, в 2015 году на рынке лизинга будет востребована в первую очередь российская техника. Ее стоимость вырастет, но этот рост не сопоставим с ростом цен на импортные аналоги.

"Какой конкретно вид оборудования будет востребован, сказать сложно, - добавил Добровольский. - Ситуация может измениться в любую сторону, прогнозировать в сложившихся условиях нет возможности. Скорее всего, будет востребовано оборудование, которое применяется в отраслях, ориентированных на экспорт. В любом случае, пока финансовый рынок не сдвинется с места, спрос на лизинговые услуги будет низкий".

Основной критерий выживания лизинговых компаний в 2015 году, по мнению Добровольского, это получение лизинговых платежей в полном объеме с учетом повышения ставок по кредитам и повышения ставок по лизинговым договорам. Здесь крайне важна планомерная работа с просроченной дебиторской задолженностью. Вторым важным критерием станет возможность договориться с банками по поводу реструктуризации кредитных договоров. "Наибольшую выживаемость покажут лизинговые компании при банках или при производителях. Независимые же компании ожидает тяжелый год", - отметил эксперт. Третий важный критерий - реализация изъятой техники. В 2015 году ожидается большое количество дефолтов компаний-лизингополучателей. Крайне важно организовать оперативное изъятие техники и ее последующую реализацию, подчеркнул Добровольский. Это позволит получить средства, которые так необходимы на погашение кредитов. "В целом всем участникам рынка стоит задуматься над понижением затрат и увеличением общей эффективности работы организации. Планы по привлечению нового бизнеса стоит отложить на второй-третий квартал. Сейчас лизинговым компаниям необходимо притормозить инвестиционную деятельность, понаблюдать за тем, какие меры предпримут для выживания конкуренты", - заключил эксперт.


Автор:Инфографика РГ/Антон Переплетчиков/Евгения Носкова
Бизнес