07.04.2015 00:45
Экономика

Эксперт: Трубопровод - самый дешевый и безопасный способ доставки нефти

От отправителя до получателя сырье преодолевает в среднем 3 тысячи километров
Текст:  Вячеслав Степовой
Российская газета - Спецвыпуск: Транспорт нефти №72 (6643)
Большинство нефтепромыслов находятся далеко от мест переработки или сбыта, поэтому быстрая и экономичная доставка нефти для них жизненно важна.
Читать на сайте RG.RU

Самый дешевый и экологически безопасный способ транспортировки нефти - трубопроводы. Преимуществ у них множество: они функционируют круглый год, отличаются высокой производительностью, потери при транспортировке минимальны, магистраль можно проложить по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа и других особенностей территории. А для России с ее огромными территориями этот транспорт вообще незаменим.

Спрос на нефтепродукты снизился

Протяженность действующих трубопроводов компании "Транснефть" составляет более 72 тыс. км, из которых более 19 тыс. км приходятся на нефтепродуктопроводы. Компания транспортирует около 90% добываемой в России нефти и около 25% производимых в стране нефтепродуктов, а также значительные объемы углеводородного сырья стран СНГ.

Нефть и нефтепродукты сами по себе по трубе не текут - их перекачивают около 2400 магистральных насосов. Во всей системе "Транснефти" почти 500 нефтеперекачивающих станций. В резервуарах компании могут храниться более 23 млн куб. м.

Среднее расстояние, которое нефть преодолевает в пути от отправителя к получателю, - 3 тыс. км. Средняя скорость движения сырья в магистральном трубопроводе - 10 - 12 км/ч. Но делить расстояние на скорость, чтобы узнать, когда потребитель получит нефть, не нужно, она придет к нему гораздо раньше. Это произойдет благодаря тому, что "Транснефть" - единая трубопроводная система, которая применяет компаундирование - технологию управляемого смешения нефти. Несколько потоков соединяются в один, он движется непрерывно и так же непрерывно поступает в различные точки страны.

А сейчас - несколько интересных фактов о транспортировке нефти и нефтепродуктов.

* * *

Теоретические и практические основы строительства нефтепроводов разработал знаменитый инженер Владимир Шухов, автор проекта телевизионной башни в Москве на Шаболовке. Под его руководством в 1879 году на Апшеронском полуострове создали первый в Российской империи промысловый трубопровод для доставки сырья с Балаханского месторождения на нефтеперерабатывающие заводы Баку. Его длина составила 12 км. А в 1907 году также по проекту Шухова построили первую нефтемагистраль протяженностью 813 км, соединившую Баку и Батуми. Она работает по сей день.

* * *

В начале трубопровода находится головная нефтеперекачивающая станция (ГНПС), которая располагается вблизи нефтепромысла. ГНПС отличается от обычной нефтеперекачивающей станции (НПС) наличием резервуарного парка объемом, равным двух-трехсуточной пропускной способности магистрали. Группы таких резервуаров получили название резервуарных парков. С их помощью можно компенсировать неравномерность нефтяного потока на границах участков транспортной цепочки, создавать буфер, связывающий несколько трубопроводных систем и многое другое. Самые большие резервуары, которые использует "Транснефть", могут вместить за один раз до 50 тыс. т нефти. На производственной площадке "Самара" действует самый большой резервуарный парк в Европе: здесь сосредоточены 70 резервуаров суммарной вместимостью 1,666 млн куб. м.

Нефтедобыча в Якутии выросла более чем в 10 раз

* * *

Сырье по трубопроводам движется под воздействием разницы в давлении, создаваемой перекачивающими станциями. Перекачивающие, они же насосные, станции нефтемагистралей и продуктопроводов оборудуются, как правило, центробежными насосами с электроприводами. НПС устанавливают с интервалом в 70-150 км в зависимости от рельефа трассы.

* * *

Самое холодное место российской нефтепроводной системы находится недалеко от сибирского города Олекминска, где расположены перекачивающая станция "Олекминск" и подводный переход через реку Лену. Абсолютный минимум температуры, зафиксированный в этих местах, минус 60,1 градуса. Правда, было это в самом начале прошлого века. Но и в наши дни столбик термометра зимой нередко опускается ниже минус 50-55 градусов.

* * *

Нулевой километр нефтепровода Уса - Ухта ("Транснефть - Север") находится всего в 70 километрах от Полярного круга. Однако скоро самым северным объектом в трубопроводном мире станет ГНПС "Заполярье", строящаяся по проекту "Заполярье - Пурпе". Она сооружается в десятках километров за Полярным кругом. Самая восточная точка "Транснефти" - НПС, расположенная недалеко от Хабаровска. Самые южные объекты - НПС "Самур" в Дагестане и "Транснефть - Порт Козьмино" на Дальнем Востоке. Эти две точки на целый градус ближе к экватору, чем субтропический Сочи.

Эксперты не пришли к единому мнению по проблеме высокосернистой нефти

* * *

Самый протяженный в мире нефтепровод - это ТС ВСТО. Расстояние от ее начальной точки (ГНПС N 1 "Тайшет") до конечной (пункт приема нефти в порту Козьмино) превышает 4700 км.

* * *

Самое крупное дочернее предприятие "Транснефти" - "Транснефть - Сибирь". Оно эксплуатирует 27 нефтепроводов общей протяженностью около 9,5 тыс. км. Перекачка по ним осуществляется при помощи 87 НПС, а суммарная вместимость 22 резервуарных парков превышает 2,7 млн куб. м.

* * *

Самый молодой и, как считают эксперты, перспективный сорт нефти в трубопроводах "Транснефти" - ESPO ("ВСТО"). Это качественная малосернистая смесь, получаемая из нефти Восточной и Западной Сибири. В последнее время этот сорт пользуется устойчивой популярностью на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона и, по мнению многих специалистов, имеет все возможности стать маркерным - использоваться в качестве ценового эталона.

Нефть и газ Транснефть