С момента выпуска новой "маршрутки" прошел год. Достаточный срок, чтобы подвести первые итоги эксплуатации совершенно нового автомобиля. Интересно, что, создав микроавтобус по необычной для себя каркасной технологии, ГАЗ сделал смелый шаг и не проиграл. До прошлого года почти 100% маршруток на дорогах российских городов были созданы на основе цельнометаллического фургона. Это относится и к "Газелям" предыдущего поколения, и к их иностранным конкурентам. Такие машины имеют ряд недостатков: длинные, узкие, с маленькой площадью остекления. Чтобы увидеть свою остановку, стоящему пассажиру приходилось согнуться в три погибели. Не добавляла комфорта и жесткая подвеска.
Автобус Next построен по другому принципу. На шасси "Газели" установлен жесткий силовой каркас из труб прямоугольного сечения. К нему приварены стальные боковины из оцинкованной стали. Крыша, задняя панель, крылья - пластиковые. Простая, прочная и надежная конструкция, надежно защищенная от коррозии.
Наконец, ушла в прошлое сдвижная дверь, мучение уже второго поколения горожан. На новом автобусе дверь открывается кнопкой с панели приборов (предусмотрена и кнопка снаружи). Подножка низкая - всего 34 см от земли. Высокий (1,90 м) салон имеет огромную плотность остекления. Смотреть в окошко стало удобно не только сидящему, но и стоящему пассажиру.
Кажущийся достаточно громоздким, автобус имеет прекрасную управляемость. На спортивной трассе "Нижегородское кольцо", где проходил тест-драйв автомобиля, удавалось даже проходить повороты в управляемом заносе. Упражнение, вообще-то не предназначенное для микроавтобусов, но "маршрутка" его с честью выдержала.
От базовой грузовой модели автобус "Газель Next" отличается специальными настройками двигателя (для оптимального движения по городским пробкам), усиленным задним мостом (из высокопрочной стали) и наличием стабилизатора поперечной устойчивости. Новая газовская коробка передач рассчитана на крутящий момент до 330 Нм - немаловажная деталь для тяжелого автомобиля.
В салоне тепло даже в зимние холода. В базовой комплектации - две печки, а опционально можно установить и третью, в задней части салона. Еще одна не менее важная деталь: блокируемый дифференциал заднего моста Eaton. На заснеженных, а часто и обледеневших городских улицах он существенно повышает проходимость.
В стандартной комплектации автомобиль рассчитан на 18 (пригородная модификация) или 19 мест (в городской версии допускается и одно стоячее). Гарантия составляет 2 года или 100 тыс. км пробега (если автобус используется как корпоративный, а не для маршрутных перевозок, то срок увеличивается до 3 лет). Межсервисный интервал - 20 тыс. км.
Несмотря на все скачки валютного курса, ГАЗ удержал цену на автобус на уровне 1,2 млн руб., сохранив большой отрыв от иностранных конкурентов. А заметно более низкая стоимость сервиса и запасных частей еще больше повышает выгоду от владения автомобилем.
По прошествии уже первого года эксплуатации автобусы Next из диковинки превратились в привычное явление во многих городах. Даже во время кризиса их производство работает в 3 смены. В этом году машины поставлялись в Воронеж, Рязань, Ставропольский край, Нижний Новгород, а всего по стране уже продано более 2 тыс. штук.