В России снизились продажи автомобилей в кредит
В то же время значительно снизились и продажи автомобилей в кредит, от которых сегмент каско зависит напрямую, так как при такой покупке добровольное страхование автомобиля обязательно. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе этого года продажи новых автомобилей сократились на 24,4%, в феврале - на 37,9, в марте - на 42,5.
Уже в прошлом году каско оказалось убыточным. По данным Национального рейтингового агентства, результат от страховой деятельности по этому сегменту в целом по рынку отрицательный. Основными причинами аналитики считают судебную практику (95 процентов решений принимается не в пользу страховых компаний), рост стоимости запчастей (особенно для импортных автомобилей) и нормо-часов. Как отмечается в обзоре агентства, страховщики вынуждены урегулировать убытки, вероятность которых не была заложена в тариф (например, по ДТП, совершенным водителями, не вписанными в полис, по угону автомобиля с ключами и документами).
И в докризисные времена автовладельцы, не связанные кредитными обязательствами, редко покупали полисы каско. А с новыми ценами о возможностях оптимизации бюджета думают даже те, для кого покупка каско неизбежна из-за того, что автомобиль кредитный. По словам самих страховщиков, сейчас владельцу иномарки среднего класса придется выложить за базовую страховку 60-80 тысяч рублей. И это с учетом достаточного опыта вождения и отсутствия аварий. Владельцам автомобилей стоимость от 1 миллиона рублей и выше придется расстаться уже со 100-150 тысячами рублей. С учетом выросших цен на машины в эту категорию попадают не только премиум-марки, но и популярные у россиян Nissan Quashqai и Nissan X-Trail, Mitsubishi Lancer и Mitsubishi Outlander, KIA Ceed, Skoda Octavia и другие.
Сейчас из-за высоких цен может получить распространение полис с франшизой (если ее размер, например, 30 тысяч рублей, то ущерб стоимостью до этой суммы автовладелец оплачивает самостоятельно). Правда, здесь есть ряд ограничений - некоторые банки не позволяют покупать полисы с франшизой на кредитные автомобили. В то же время ряд страховых компаний уже сделали франшизу обязательной для своих клиентов по каско (ее размер начинается от 3 процентов всего страхового покрытия). Генеральный директор "ГлавСтрахКонтроль" Николай Тюрников отметил, что будет пользоваться спросом также "голое" каско, то есть минимальная страховка, например, от угона и полного уничтожения автомобиля. Приятные дополнительные опции будут урезаться - например, эвакуация, выезд аварийного комиссара, который в случае ДТП сам занимается сбором справок, связью с ГИБДД и страховой компанией.
Поддержать рынок может и программа льготного автокредитования, возобновленная минпромторгом с 1 апреля. По ее условиям, от ставки по кредиту государством субсидируется 2/3 ключевой ставки (сейчас она составляет 14 процентов). При этом автомобиль должен быть новым (2015 года выпуска), стоить до 1 миллиона рублей, а покупатель должен внести 20 процентов первоначального взноса.
"Программа, безусловно, окажет позитивный эффект, поскольку напрямую повлияет на стоимость кредитования и доступность автомобилей для населения, - отметил директор по страхованию INTOUCH Василий Бусаров. - При этом важным моментом является ее распространение именно на массовый сегмент автомобилей, что скорректирует в некоторой степени падение продаж на рынке в целом". В то же время, по его мнению, полностью заместить выпадающий объем страховых премий по каско из-за падения рынка продаж новых автомобилей в кредит с помощью этой программы не удастся. "Мы оцениваем потенциал восстановления за счет запуска льготного кредитования в пределах 10 процентов", - добавил Бусаров.
По мнению исполнительного директора компании "Рольф" Виталия Павловского, при условии достаточного финансирования госпрограмма в течение года может дать дополнительные 100-150 тысяч проданных автомобилей. А поскольку вместе с автокредитом приобретается полис каско, то программа стимулирует и развитие автострахования. Как рассказал эксперт, в 2014 году доля кредитных сделок в продажах новых автомобилей физическим лицам в компании "Рольф" - 38,1 процента, причем до осени она составляла 42 процента, а потом резко пошла вниз. В январе доля кредитных продаж составила лишь 14,5 процента, в феврале - 18,2, в марте - 23,3. В 2014 году 66,3 процента проданных в розницу автомобилей в компании были застрахованы по каско, в 1-м квартале 2015-го - 56,7 процента.
Руководитель отдела кредитования и страхования "Панавто" (официальный дилер "Мерседес-Бенц") Юлия Лактионова отметила, что кредитование сократилось практически в 2,5 раза. Сегмент, который в основной своей массе пользовался кредитными предложениями банков до декабря 2014 года, переживает кризис. "Если рассматривать профиль клиента, принимающего решение сейчас воспользоваться льготным кредитованием, то в основном это люди, у которых есть необходимая сумма на покупку авто, просто по определенным причинам им не хочется это афишировать", - считает эксперт. По ее словам, сегодня страховые компании переживают очень сложный момент, когда доходность уже не превалирует над убыточностью страхования наземного транспорта в связи с увеличением стоимости запчастей из-за роста курса валют и рядом вступивших в силу законов. Страховщики едва успевают поднимать тарифы. Изменить эту ситуацию возможно при помощи поддержки представительств, которые могли бы давать дополнительные скидки на запасные части для своих глобальных потребителей (это страховые компании, их доля в продажах запасных частей у дилеров по кузовным заказ-нарядам составляет около 90 процентов), что, в свою очередь, привело бы к снижению тарифов и увеличению спроса на каско.