Напомню, что эта тема уже обсуждалась на "круглом столе" в Госдуме в ноябре 2013 года и на других дискуссионных площадках.
За последние годы здесь многое сделано, в чем мы могли убедиться при проведении в Думе "правительственного часа" с участием министра здравоохранения В.И. Скворцовой два месяца назад.
Прежде всего внесены изменения в законодательство, предусматривающие заключение трехсторонних соглашений по реализации территориальных программ государственных гарантий между минздравом, федеральным фондом обязательного медицинского страхования и высшими органами исполнительной власти регионов. Эти изменения направлены на повышение ответственности всех сторон за обеспечение доступности и качества медицинской помощи населению.
Помимо этого, в 2014 году Министерством здравоохранения РФ разработаны базовые профессиональные стандарты по основным направлениям подготовки врачей, которые станут основой для поэтапного перехода к новой системе аккредитации медиков.
Вместе с тем развитие сферы охраны здоровья требует более активного участия медицинского сообщества, а именно некоммерческих профессиональных организаций медработников, их ассоциаций и союзов.
Участие объединений врачей может повысить качество сертификации и аккредитации специалистов, эффективность досудебного урегулирования споров, разработку и реализацию территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам.
Как известно, в некоторых регионах в прошлом году оптимизация медучреждений привела к нарастанию социальной напряженности, поскольку не была проведена предварительная разъяснительная работа, врачам не предложили никакой альтернативы после сокращений. Многих проблем можно было бы избежать, если бы укрупнение медицинских учреждений велось в тесном контакте с соответствующим профессиональным сообществом.
Принятая во многих странах мира государственно-общественная модель управления врачебной деятельностью в России может быть реализована в форме саморегулирования деятельности медицинских профессиональных некоммерческих организаций.
Отмечу, что для развития системы саморегулирования на сегодня создан ряд условий.
Во-первых, с начала 90-х годов идет процесс объединения врачей и медицинских работников в профессиональные сообщества.
Во-вторых, Закон от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает, что управление в сфере здравоохранения может осуществляться не только органами государственной власти, но и посредством саморегулирования.
В-третьих, реализация Закона от 1 декабря 2007 года "О саморегулируемых организациях" и ряда других законов позволила сформировать достаточно позитивную практику саморегулирования в разных областях предпринимательства.
Но поскольку медицинская деятельность в основном не является предпринимательской, то возникает вопрос о подготовке специальной правовой базы саморегулирования в медицине, отражающей специфику отрасли.
На парламентских слушаниях министерству здравоохранения было рекомендовано разработать план соответствующих изменений в действующее законодательство.
С моей точки зрения, саморегулирование в первую очередь должно быть опробовано в фармакологической отрасли. Сегодня она готова к этому в наибольшей степени.