Сейчас проект Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы проходит согласование. Процедура стандартная: есть у министерств и ведомств замечания - вносят. Но в июне программа должна быть утверждена. Главный приоритет, по словам Игоря Комарова, это решение задач, которые позволяют на Земле жить лучше. Речь прежде всего идет о повышении возможностей российской орбитальной группировки спутников связи и дистанционного зондирования Земли.
Еще два приоритета - фундаментальные исследования в области дальнего космоса и пилотируемые полеты. Кроме того, есть программа развития космодромов, которая реализует важнейший принцип независимого и гарантированного доступа России в космос.
Как планируется, до 2030 года все полезные нагрузки будут выводиться в космос с помощью тяжелых ракет-носителей "Ангара-А5В". Отвечая на вопрос журналистов о сверхтяжелой космической ракете, Комаров сказал: "Мы отрабатываем новые технологии, в том числе двигатели нового поколения. Но до 2030 года у нас есть возможность все полезные нагрузки выводить на ракете "Ангара-А5В". Надо сказать, что практически никто из специалистов не сомневается: модернизированная "Ангара-5" за счет добавления водородной ступени может заменить России новую сверхтяжелую ракету. Конечно, фактор стоимости сегодня имеет огромное значение. Денег ровно столько, сколько есть. Так вот за счет отказа от разработки сверхтяжелой ракеты "с нуля" удалось снизить стоимость проекта "тяжелой ракеты "Ангара" в 10 раз!
В ФКП включено производство новой ракеты-носителя среднего класса, ракеты-носителя тяжелого класса грузоподъемностью до 38 тонн и межорбитальных буксиров, необходимых для пилотируемой программы. Как подчеркнул Игорь Комаров, новая ракета "Ангара-А5В" впервые в истории отечественной космической промышленности будет создаваться в кооперации трех ведущих предприятий-конкурентов. "Никогда еще раньше Центр имени Хруничева, РКК "Энергия" и ЦСКБ "Прогресс" не работали вместе над проектом одной ракеты-носителя. Уникальность ситуации в том, что "Ангару-А5В" будут создавать эти конкурирующие предприятия, причем эта кооперация была придумана не мной, а являлась инициативой руководителей всех трех ведущих предприятий, которые собрались и решили делать проект вместе", - заметил Комаров.
Ракеты-носители типа "Ангара" являются экологически чистыми, так как их двигатели работают на керосине и кислороде, без использования токсичного гептила. Все семейство, спроектированное по модульному типу, включает ракеты четырех классов (от легкого до тяжелого) грузоподъемностью от 3,8 тонны до 35 тонн для запусков с космодрома Плесецк, а в перспективе - с Восточного. Даже по самым приблизительным оценкам, за ближайшие 10-15 лет этот проект позволит сэкономить 500 млрд рублей.
Новая космическая программа России сохраняет облет Луны. К 2025 году будут проведены углубленные исследования Луны и ее орбиты, а также на ее поверхности автоматическими космическими аппаратами развернуты работы по созданию ключевых элементов автоматической лунной базы и орбитальной станции. Полеты на Луну планируется осуществлять за счет двухпусковой схемы старта тяжелой ракеты-носителя "Ангара". В 2029-м планируется высадка российских космонавтов на Луну. Как сказано в программе, в ракетно-космическую технику будут внедрены принципы модульности, созданы ключевые элементы перспективных средств космической транспортировки, ядерных и солнечных буксиров.
Согласно проекту ФКП, российская группировка вырастет до 181 спутника. Спутников связи станет больше в 2 раза, дистанционного зондирования Земли - в 2,3, число научных аппаратов вырастет втрое. К 2026 году общее количество ретрансляторов на российских спутниках связи должно вырасти с 390 до 870. При этом разрешение российских спутников наблюдения увеличится с 1 м до 0,3 м. Обновление информации со спутников можно будет получать до двух раз в сутки. К 2026 году российская группировка спутников наблюдения сможет удовлетворить более 70% потребностей российских потребителей информации. Сегодня этот показатель не превышает 30%.
Много вопросов по созданию национальной орбитальной станции с использованием российских модулей МКС. Как подчеркивают в Роскосмосе, это важно на случай возможных политических рисков и форс-мажоров: у нас есть возможность после 2019 года сохранить "скелет", основу, фундамент подобного рода космической станции, которую мы, может быть, будем развивать со странами БРИКС. Основой новой российской орбитальной станции могут стать три модуля - многофункциональный лабораторный, узловой и научно- энергетический, запуски которых планируются соответственно на 2017, 2018 и 2019 годы.
Кстати, в отличие от МКС, орбита новой станции может иметь наклонение не 51,6 градуса, а 64,8 градуса. И это принципиальный момент. Почему? Такое наклонение позволяет отправлять к ней космические аппараты и грузы, в том числе с космодрома Плесецк. Сейчас это невозможно. Кроме того, у новой станции будет совершенно иной сектор обзора поверхности Земли: она сможет видеть до 90% территории России и арктический шельф. У МКС этот показатель не превышает 5%.
Некоторые эксперты уже говорят и о том, что новая станция может стать плацдармом для летно-конструкторских испытаний пилотируемых средств лунной инфраструктуры. Впрочем, мнения высказываются неоднозначные. Некоторые считают, что создание станции "в одни руки" обойдется слишком дорого. Другие - что она вообще не нужна, так как не даст ничего нового ни для российской промышленности, ни для науки. Есть и такие, кто "за", но при условии, что станция должна быть просто посещаемой. То есть космонавтов туда нужно отправлять лишь тогда, когда требуется ремонт, заменить приборы и т.д.
Свое мнение высказал корреспонденту "РГ" летчик-космонавт Герой Советского Союза Виктор Афанасьев, который четыре раза летал в космос и отработал в невесомости в общей сложности 555 суток.
- Я убежден: собственная космическая станция нам нужна, а международной она может стать всегда, - говорит Виктор Михайлович. - И постоянное присутствие космонавтов на ней тоже необходимо. На мой взгляд, важнее сегодня говорить о другом - о повышении практической отдачи от научных исследований, которые проводятся в космосе. Возьмем, к примеру, прогнозирование землетрясений - проблема из проблем, которая до сих пор не решена. Еще на "Мире" мы проводили эксперименты, результаты которых использовались в разработке методик оперативного прогноза сейсмической опасности. Сейчас технологии шагнули далеко вперед, и роль науки на космической станции, роль космонавтов тут должна быть гораздо весомее.
Космический грузовик "Прогресс М-27М", старт которого намечен на 28 апреля, полетит к МКС с символикой Победы на борту. На головной обтекатель нанесены символы Победы в Великой Отечественной войне: изображение ордена Отечественной войны и Георгиевской ленты. Несколько георгиевских лент отправятся на МКС на борту самого корабля. Но главный груз - копия Знамени Победы, чей оригинал был водружен 9 мая 1945 года над Рейхстагом.