Проект первой кремлевской постановки вынашивался пять лет. Выбор был однозначным - музыкальная драма Мусоргского "Борис Годунов". Это самый астраханский оперный персонаж, к тому же связанный с кремлем. Борис Феодорович 14 лет был наместником Астраханского царства. В годы его царствования деревянный кремль окружили каменной стеной, существующей и поныне. Непосредственно связана с Астраханским кремлем и судьба второго главного персонажа оперы - русской царицы Марины Мнишек.
- Я всегда был убежден, что опера - жанр для закрытого театрального пространства, не терпящий дневного света, - говорит режиссер-постановщик спектакля Константин Балакин. - Однако, впервые увидев архитектурный ансамбль Астраханского кремля, сразу понял, что это исторически сложившаяся декорация. И она словно создана для "Бориса Годунова".
Успех первой постановки вдохновил на более грандиозную. Театр решил углубиться в историю еще на несколько веков.
- Мне представлялось важным воплотить музыкальное и сценическое столкновение мира древней Руси с миром половцев именно в Астрахани, на границе Европы и Азии, - так художественный руководитель театра Валерий Воронин объяснил выбор оперы Бородина "Князь Игорь".
На этот раз действо развернулось на игровой площадке, высота которой была задана Успенским собором и Пречистенской колокольней, а длина и ширина - галереями и ступенями собора, а также лобным местом. Зрители разместились на всем пространстве соборной площади. Вход туда был свободным.
В числе пятисот исполнителей были не только артисты театра, но и звонарь Пречистенской колокольни, горожане-волонтеры (они не пели, но делали войско Игоря более многочисленным), а также птица орлан-белохвост. Активным персонажем авторы спектакля сделали и Успенский собор. С ним происходили драматичные трансформации - он рушился, горел и возрождался. Все эти чудеса делала сложная система видеопроекций.
- Эта дорогостоящая технология называется мэппинг и обычно используется фрагментарно, у нас же она сопровождала весь спектакль, создавая грандиозное зрелище, - говорит художник-постановщик Елена Вершинина. - Архитектурный ансамбль Соборной площади Астраханского кремля - сам по себе уже застывшая музыка. Придать ему убедительное визуальное звучание в соединении с эпическим звучанием оперы Бородина - это было задачей обязывающей. Три месяца наши производственные цеха трудились над каждым элементом кремлевского зрелища. Это был своего рода поход мастеров в XII век, в глубину русской истории. Наш спектакль - не историческая реконструкция, а эмоциональное прочтение несметного богатства русской и восточной материальной культуры.