Основное отличие электромобиля от его бензиновых и дизельных сородичей - экологичность, а именно отсутствие выхлопов, ведь в топливе и масле такое авто не нуждается. Поэтому машина идеально подходит для курортно-рекреационных регионов. Пассажирский электромобиль можно использовать для экскурсий, прогулок по набережной и в парках, а также для уборки мусора.
- В прошлом году мы приняли решение, а в этом начинаем производство электромобилей на территории Крыма. Это будет полное импортозамещение китайских электромобилей в сфере курортов и туризма. В мае мы планируем презентовать в Симферополе нашу продукцию - прогулочный электрокатамаран, электрокатер, электромобиль и электровелосипед, - говорит сопредседатель республиканской общественной организации "Крымские инновационные технологии" Михаил Демурия.
Крымские электромобили будут производить из комплектующих российского производства. Как будет выглядеть крымский электромобиль, его "родители" пока не раскрывают, но утверждают, что он будет отличаться от китайского собрата. Известно, что стоить местные экомашины будут 12-15 тысяч долларов. Они смогут развивать скорость до 60 километров в час.
По словам Михаила Демурии, интерес к электромобилям проявляют местные предприниматели, администрации курортных городов и таксисты.
Но чтобы этот вид транспорта успешно развивался в республике, необходима соответствующая инфраструктура: зарядные столбы, парковки, специализированные станции техобслуживания и обученные кадры.
В Крыму насчитывается около сотни электромобилей, но нет ни одной электрозаправки. В то время как на Украине уже действуют шесть зарядных станций, а в Европе их около 20 тысяч.
Не помешает реализации этого проекта и энергозависимость полуострова от Украины.
- Наши машины проезжают 120 километров на одной зарядке. В мире производят электромобили с максимальным пробегом от 250 до 800 километров, - поясняет Михаил Демурия. - Зарядные станции питаются от сети, но могут быть и полностью энергонезависимы, накапливая, например, энергию в аккумуляторах от солнечных батарей или ветряных генераторов.
Предприниматели признают, что инвесторы не хотят вкладывать деньги в установку таких зарядных станций, пока в Крыму мало электромобилей. Поэтому производители планируют подготовить программу государственно-частного партнерства и попытаться привлечь инвесторов, используя все механизмы свободной экономической зоны.
Собственники рекреационных объектов и санаториев в один голос говорят, что эти машины могут быть востребованы в Крыму.
- Это экологичный, безопасный, бесшумный вид транспорта, у нас по территории на электромобилях ездят сотрудники и посетители, - говорят владельцы зон отдыха. - Если такое производство будет налажено в Крыму, оно будет востребовано, тем более, если будет развиваться парковая зона и строиться гольф-клубы. Пока электромобили покупаем в Китае, их стоимость достаточно высокая. Если цена и качество электромобиля крымского производства будут соответствовать, станем приобретать их.
Единственное в Крыму предприятие, занимающееся производством эко-транспорта в промышленном масштабе - это электромашиностроительный завод "Фирма "СЭЛМА". Его продукция - пассажирские и грузовые электротрициклы.
- Основные наши заказчики - муниципальные службы курортных городов и частные предприятия. Есть интерес и со стороны людей с ограниченными физическими возможностями, которым этот вид транспорта мог бы заменить коляски с электроприводом, и со стороны санаторно-курортных организаций, - говорит начальник отдела сбыта и маркетинга завода Олег Санников. Вместе с тем, по его словам, ажиотажного спроса на этот вид транспорта в Крыму пока нет.
- Чтобы этот экологически чистый транспорт развивался в Крыму, нужны стимулирующие программы на государственном и региональном уровнях. Необходима поддержка со стороны министерства здравоохранения, которое могло бы разработать программу обеспечения электротрициклами инвалидов за счет бюджетных средств, - отмечает Олег Санников. - Также на законодательном уровне можно было бы ограничить использование автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в курортных городах.
Действительно, поскольку в последнее время количество автотранспорта на полуострове существенно увеличилось, электромобили могли бы решить проблему пробок в курортных городах и улучшить их экологию. Для этого при въезде в город надо построить парковки для иногороднего транспорта, а по городу разрешить движение на арендованных электромобилях, электрорикшах и электровелосипедах.
Производители считают, что для успешного продвижения этой инновационной продукции в Крыму необходима концепция развития электротранспорта, инфраструктуры и ряд налоговых льгот.
Александр Слепокуров, председатель комитета по инновациям торгово-промышленной палаты Крыма:
- Какое бы это ни было замечательное изобретение - электромобиль - он не будет работать, пока не появится инфраструктура и покупатели. Мы должны рассматривать эти вопросы комплексно. Чтобы запустить проект производства, нужен кластерный подход к развитию новых производств. При палате уже четыре года действует комитет по инновациям, наша задача - обеспечить комплексное инновационное развитие нашего региона. Сегодня необходимо активизировать спрос на новое. Пока же у нас среди двух миллионов крымчан осталось всего 60 тысяч человек, которые работают в промышленности. Это крайне мало. Разработки - тот задел, который может встать в основе развития промышленности.