28.04.2015 00:07
Культура

"Свадьбу Фигаро" в Большом театре перенесли в эпоху стиляг

"Свадьба Фигаро" переселилась в середину ХХ века
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №90 (6661)
В России "Свадьба Фигаро" появилась спустя полтора века после ее создания, уже при большевиках (Большой театр, 1926). И это не случайно. То, что в пьесе Бомарше суверен, формально отказавшись от унизительного права первой ночи, втайне продолжает на него рассчитывать, но оказывается под прицелом публичного осуждения, было довольно трудно принять в царской империи. Но и сегодня старый сюжет о способности подчиненных оспаривать, высмеивать и изменять решения "хозяев" по-прежнему выглядит смелым. Последний раз Фигаро появился в Большом в 1995 году.
Читать на сайте RG.RU

Вновь опробовав оперный шедевр Моцарта в прошлом году, в концертном исполнении под руководством Уильяма Лейси, Большой предложил постановку Евгению Писареву, чья музыкальность и дар легкого театрального "письма" был неоднократно подтвержден на драматических сценах Москвы.

Джаз и классика: лучшие концерты недели

Пригласив в компанию художника Зиновия Марголина, художника по костюмам Викторию Севрюкову и хореографа Альберта Альбертса, под музыкальным руководством блистательного Уильяма Лейси Писарев справился с заданием превосходно.

Он разместил своего графа Альмавиву в элитном доме селебрити середины прошлого века. Изысканная и веселая стилизация позволила ему разыграть музыку Моцарта на опасный сюжет Бомарше с тем победительным шиком, который необходим именно для это оперы.

Поначалу, впрочем, кажется, что статичная конструкция, представляющая собой огромное панно с цветными клетками-комнатами, делает певцов заложниками предсказуемого однообразия. Несколько прекрасных пассажей в костюмах - прежде всего у слуг, одетых в веселую желтополосную униформу, несколько фривольных и изысканных танцевальных па у оперных исполнителей, общая молодая легкость - не так много, чтобы удержать внимание добрых три часа.

Но минута за минутой спектакль спокойно и уверенно набирает силу, чтобы взорваться во втором действии праздничным фейерверком изобретательных решений.

В Казани показали балет с эффектом "большого взрыва"

Авторы спектакля не торопятся, придерживают свои секреты. Постепенно открывается замысел, предстающее как фантастическое винтажное дефиле. Давно не приходилось так безусловно наслаждаться развитием костюмной интриги - вот уж кто претендует на "Золотую Маску" в этой номинации. Впрочем, как и вся работа художников.

Коконы от Элвиса Пресли, шляпки и кринолины от Жаклин Кеннеди, юбки от Одри Хепберн, лондонская фрик-мода и атмосфера рок-н-ролльных вечеринок, прет-а-порте середины прошлого века, линии стульев и этажерок, стеллажи, кровати и офисная мебель - все это перелистывается перед изумленной московской публикой, все еще не готовой к такой роскошной, раскованной и энциклопедически точной стилизации в театре.

Точно такую же мастерскую работу исполнил хореограф Альберт Альбертс, научивший оперных актеров двигаться с бродвейской легкостью.

На вершине этого искусства оказалась хрупкая Александра Кадурина. Ее Керубино - отпетый лондонский "стиляга" с коком, в узких штанишках - творит чудеса танцевальных па и переодеваний, и ему вовсе не нужно снимать кроссовки, чтобы позволить себе надеть платьице - ведь мода позволяет.

Сродни дизайну и изысканный, мощный музыкальный напор этой молодой, почти мюзикхольной команды.

В нем радуешься свободной и харизматичной повадке Фигаро - Александра Виноградова, силе и чувственности красавицы Графини - Екатерины Морозовой, артистки Молодежной оперной программы, непередаваемой артистичности и драматическому таланту Сюзанны - Ольги Кульчинской, наконец, мастерству социального портрета у Графа - Андрея Жилиховского, знаменитого, публичного и изысканного селебрити, уже скучающего и безразличного к семейным радостям.

Легкость, с которой актеры поют на прекрасном итальянском языке, - еще один "бонус" спектакля, доказавшего, что серьезная оперная классика может выглядеть как настоящий бродвейский хит, соединяющий в себе музыкально-вокальное совершенство, драматическую сочность и точность рисунка и пластическую свободу.

Музыкальный театр