Сейчас он занимает пост вице-президента Европейского союза велосипедистов, а ранее долгие годы возглавлял российскую федерацию по этому виду спорта.
Насколько популярна была гонка в Польше, Чехословакии, ГДР?
Александр Гусятников: Атмосферу трудно передать словами. Вот сейчас эталоном зрительского интереса считается "Тур де Франс", но если вы посмотрите кадры старой кинохроники, то увидите, что почти на протяжении всего маршрута "Велогонки мира" люди толпами стояли вдоль трассы, мы ехали вдоль живого коридора. Болельщики даже сидели на деревьях, на крышах домов, потому что многие просто не могли подойти к дороге. Финишировали мы, как правило, на футбольных стадионах. И если, к примеру, трибуны вмещали 40 тысяч болельщиков, то набивалось в полтора раза больше - 60. Зрители стояли на всех лестницах и проходах.
Велосипедисты общались с болельщиками?
Александр Гусятников: Конечно. К советской команде люди тянулись, мы раздавали много автографов. Кстати, во время гонки в школах этих трех стран проводились различные конкурсы - кто больше автографов возьмет, соберет наших фотографий, газетных вырезок о "Велогонке мира" и так далее. Школьники были полностью поглощены сбором информации о велогонке, даже писали сочинения на эту тему. А студентов привлекали в качестве волонтеров. Поэтому общение шло постоянно.
В какой стране было наиболее приветливое отношение к советской команде?
Александр Гусятников: Трудно сказать. Везде нас хорошо принимали. Наверное, все-таки самая доброжелательная обстановка была в ГДР.
Пелотон беспрепятственно пересекал границы государств?
Александр Гусятников: Никаких проблем. Вообще, все было организовано на высшем уровне. Редкая четкость. Нам даже свой багаж не нужно было носить при заселении и выселении из гостиниц.
День Победы вы встречали по ходу гонки?
Александр Гусятников: Да, "Велогонка мира" обычно стартовала за несколько дней до великого праздника. Эмблемой соревнований был голубь мира. С его изображением на майках в гонке ехали лидеры различных классификаций. День 9 мая начинался со звонков из Москвы - из Спорткомитета СССР. Нам передавали поздравления и настойчивые пожелания обязательно выиграть праздничный этап. А накануне в расположение советской команды приходили велосипедисты из сборных стран соцлагеря - восточные немцы, чехи, поляки. И нам, как представителям страны армии-победительницы, вручали цветы, поздравляли. Обычно в День Победы пелотон находился в одной из трех столиц - Варшаве, Праге или Берлине. Мы обязательно шли к мемориалам памяти советских воинов, возлагали цветы. Кстати, с нашими соперниками долгие годы остаемся в теплых отношениях. Всегда, когда приезжаю в эти страны, тепло общаемся, вспоминаем гонки.
Жалеете, что "Велогонка мира" исчезла из международного календаря?
Александр Гусятников: Есть большое сожаление, и не только у меня - у всех велосипедистов наших стран. Сейчас пытаются гонку возродить.
От редакции
Будем надеяться, что нынешний мотопробег байкеров "На Берлин" в какой-то степени послужит и делу возрождения "Велогонки мира".