06.05.2015 21:20
Культура

Сербский режиссер Горан Радованович снял фильм о трагедии Косово

Текст:  Юлия Авакова
В марте 2015 года на экраны вышел новый фильм "Анклав" сербского режиссера Горана Радовановича, посвященный трагическому прошлому и безрадостному настоящему колыбели сербской цивилизации, краю Косово и Метохия, растерзанному войной.
Читать на сайте RG.RU

5.0

На случившееся здесь несколько лет назад события навязчиво, но очень неумело пытается набросить покров забвения западный мир, стыдливо пряча под складки искусственной материи то и дело выпадающие кирпичи церковных зданий, обгорелые головешки, некогда бывшие добротными домами, искореженную железную проволоку, когда-то причудливо извивавшуюся ожерельем по периметру кладбищенской ограды. Этот исторический слом отзывается глубокой болью в душе каждого серба. Что еще страшнее и неумолимее - никакие международные усилия по восстановлению законности и созданию правового государства не привели к процветанию или хотя бы к созданию достойных условий существования людей, населяющих эту землю. Здесь нет победителей и проигравших. Здесь идет непрекращающаяся битва за души людей на холодном пепелище.

Документальных фильмов о Косово снято немало, чего нельзя сказать об игровом кино. Принципиальным для режиссера было снять фильм на косовской земле, с участием не только профессиональных актеров, но и местных жителей, прежде всего, детей, по сути, главных героев киноповести.

Россия профинансирует новый фильм Кустурицы

Прологом служит сочинение, которое вслух читает своей учительнице единственный ученик в классе, десятилетний мальчик по имени Ненад. Каждый день в школу на занятия его привозит аккуратный итальянский солдат на танке KFOR. В домашнем задании мальчик рассказывает нехитрую историю своей жизни на хуторе с горячо любимым дедом Милутином, доживающим свои последние дни, и с отцом Войей, который работает на земле, держит скот, но не видит в этом отрады, в крайние моменты отдохновения меланхолично выпивая. Тетка Милица с дочкой переехали в Белград. Ненад искренне, с присущим детям эгоизмом сокрушается о неминуемой смерти деда, говоря, что скоро не с кем ему будет играть: в его селе нет детей.

Оно опустело. Никого нет, кроме трех мужчин - представителей трех поколений: того, кто имеет навык мирной жизни и помнит ее, но уже не может что-либо изменить, того, кому приходится выживать в меру своих сил и способностей, неся ответственность за старого и малого, уже из последних сил, ибо жизнь его отравлена враждой и страхом. И того, кто не отягчен грузом субъективного прошлого, кому предстоит принять эстафету с наградой размером в человеческую жизнь. По иронии судьбы имя мальчика - Ненад, тот, на кого не надеются (подобно известному у нас имени Некрас), одно из тех языческих имен-оберегов, что укоренились на этой земле задолго до разделения ее жителей по принципу веры. Отсутствие в селе женского любящего начала, неразрывно связанного с зарождением жизни и поддержанием семейного очага, дает нам подсказку о том, что в плане проявленном, человеческом битва уже проиграна.

В Москве выступили группы Горана Бреговича и Эмира Кустурицы

На этом небольшом клочке земли разыгрывается правдивая драма жизненных контрастов - свадьба у одних, смерть у других. Но и то, и другое происходит у взрослых. Дети - они знают о принятых во взрослом мире правилах игры, считаются с ними, иногда нарочито себя накручивая, потому что сама детская натура незлобива и отходчива. Для закрепления навыков вековой вражды им необходимо ее подогревать - ношением оружия, самоутверждением в среде более слабых, воспоминаниями о погибших. И легко, в обход взрослой культуры ненависти, начинается хрупкое ребячье общение, чуть было не переросшее в дружбу. Ей не суждено было окрепнуть в силу древнего обычая действовать с оглядкой на старших. Ранее это спасало, когда более зрелое поколение передавало навык выживания. Но теперь оно передает лишь навык смерти. Навык ненависти, разящей бумерангом, а никак не традиций сосуществования,  мудрых компромиссов сильных. И дети вынуждены идти по заранее проторенным дорогам. Почти что до конца. Но жизнь все равно берет верх, за секунду до того, как может произойти непоправимое.

В Евросоюзе начали уставать от "независимости" Косово

Мы видим и взрослых, кому приходится хитрить, идти против своей совести, своих принципов, своего народа. Но даже к ним зритель не может испытывать тех чувств, что обычно вызывает один вид предателя в борьбе не на жизнь, а на смерть. Для них тоже уготованы свои пути, не созданные природой и местным ландшафтом, а проторенные колеями танковых гусениц. В пьесе, написанной для них заморскими кукловодами, есть место для "демократических ценностей", "операций по изъятию оружия как рудимента прошлого", железным наградным значкам, выдаваемых за приверженность "общеевропейским" ценностям и желанию работать на благо построения нового государства, для органов полиции, формируемых на полиэтнической основе… Но нет места для людей. Для простой, понятной, достойной человеческой жизни, идеал которой был в общих чертах схожим и у сербов, и у албанцев.

На этой выжженной земле растет и крепнет новая жизнь. Жизнь того, кто должен был бы думать уже иначе, на "демократический" лад. И со временем для маленького Ненада враг становится родным, самым близким духовно, отдаляясь в пространстве. Переехав с отцом и сельским священником в Белград, Ненад может представить себе лишь один прототип для сочинения под названием "Мой лучший друг". Для своих одноклассников он чужой. А среди чужих он враг, однако, скованный одной с ними цепью - историей существования на общей земле. И вражда эта не религиозная и не культурная даже. Она, искусно и искусственно культивируемая, - зажигает как в сказке истинные и мнимые звезды, те, что могут в один момент превратиться в злобных белых карликов.

Кадры из фильма "Анклав"
Мировое кино Сербия Косово Рецензии