Что таинственного и неизвестного откроется поклонникам Чайковского в стенах его клинского дома? Дома, где создавались его 18 фортепианных пьес, романсы, вокальный квартет "Ночь", корректуры "Иоланты" и "Щелкунчика", наконец - патетическая Шестая симфония. Что вдохновляло Чайковского? Кто стоял за его оперными образами - Лизой, Пиковой дамой, Татьяной? Как ощущал себя композитор, чья жизнь породила множество легенд? На эти и другие вопросы будут искать ответы автор фильма, оперный режиссер Дмитрий Бертман и крупнейший исследователь творчества Чайковского, ведущий научный сотрудник Дома-музея Полина Ефимовна Вайдман.
Мир Чайковского предстанет в фильме не только как музыкальный, но и как повседневный, отраженный в дневниках и письмах, в исчерканных рукописях, хранящихся в клинском музее. Откроются неизвестные факты. Недавно обнаружилось, например, что первая учительница Чайковского Мария Марковна Пальчикова писала музыку и даже дарила свои сочинения царской семье. Отец ее тоже был уральским композитором. Поэтому с самого раннего детства Чайковский получил крепкую музыкальную базу. В 5-6 лет он играл уже шопеновские мазурки. Далее зрителей фильма проведут по разным этапам жизни Чайковского - от поступления в Императорское училище правоведения, которое он окончил в 19 лет, до исступленных дней написания "Пиковой дамы" во Флоренции, создания Шестой симфонии. О том, как ощущал себя Чайковский в этот период, рассказывает в дневнике приставленный к нему слуга Назар Литров: из-за закрытой двери - они играют, звуки, потом что-то трах-тарарах, потом что-то поют, потом выходит и говорит: все, больше не буду писать музыку, пойду в каменщики. А там мостовую перекладывали и под окном кто-то работал. Пошел, два часа прогулял, потом они пришли и сказали: "нет, пожалуй, буду продолжать писать музыку". И так постоянно, без всякого душевного умиротворения. Поэтому, чтобы чувствовать его, надо попасть в его дом, увидеть его рукописи, нервные перечеркивания, следы от слез на листках. И тогда вряд ли придет в голову играть его Первый фортепианный концерт как "Оду к радости". Рукопись концерта хранит другой вариант: вместо бодрых вступительных аккордов - арпеджато, изливающее меланхолию, пережитую Чайковским в связи с трагической смертью 19-летнего друга. У "Иоланты" тоже окажется другой авторский вариант. Но чтобы узнать его, надо увидеть фильм "Тайны дома в Клину".
Дмитрий Бертман, автор идеи и ведущий фильма
- Юбилей Петра Ильича Чайковского - это редкий, уникальный для сегодняшнего времени положительный информационный повод. И это счастье, что Чайковского не забыли, и сегодня везде празднуют его юбилей. В Геликон-опере мы уже отметили юбилей Чайковского по старому стилю, показали оперу "Евгений Онегин". А сегодня телеканал "Культура" проводит целый день, посвященный Чайковскому. С самого утра здесь будет звучать музыка Чайковского в исполнении Валерия Гергиева, Дениса Мацуева, Владимира Спивакова и других, покажут фильмы о Чайковском, балет "Лебединое озеро" с участием Майи Плисецкой, оперу "Евгений Онегин" из Метрополитен-опера с Анной Нетребко в роли Татьяны. Мой фильм "Тайны дома в Клину", который мы снимали вместе с командой канала "Культура" и Полиной Ефимовной Вайдман, надеюсь, тоже окажется интересен зрителям. Идея его в том, что в Дом-музей Чайковского приезжают молодые ребята, студенты-первокурсники ГИТИСа. Они только готовятся стать оперными певцами и проводят здесь целый день: пробуют петь музыку Чайковского, соприкасаются с его подлинным миром и вдруг понимают, что Чайковский не какой-то удаленный в историю классик, а реально близкий всем нам человек. Ведь достаточно даже представить, что вот недавно мы отмечали 100-летие Владимира Михайловича Зельдина. А Чайковский жил за 20 лет до него! И становится сразу понятно, как все близко. В нашем фильме рядом с начинающими молодыми артистами снимались и мастера - дирижер Владимир Федосеев и пианист Андрей Коробейников. А для меня лично очень важно было провести молодых артистов через этот опыт, потому что я считаю, для понимания музыки Чайковского надо знать его жизнь. Чайковский писал свою музыку как исповедь. Словами Онегина: "Примите ж исповедь мою, себя на суд вам отдаю". И мы эту исповедь должны принять и разгадать. Но прежде надо научиться говорить с Чайковским, стать его собеседником. А разговор с ним всегда очень доверительный, очень правдивый, очень дружеский.