Карен Георгиевич, несколько лет назад вы, как режиссер, сняли фильм "Белый тигр", также на военную тему. Чем отличается ваше отношение к этим двум фильмам?
Карен Шахназаров: Это совсем разные фильмы. "Дорога на Берлин" это картина, которая, на мой взгляд, продолжает советскую традицию. В основе сценария - произведения двух авторов. Повесть "Двое в степи" Эммануила Казакевича, в которую привнесены мотивы из Военных дневников Константина Симонова. То есть, это два классических советских автора, которые замечательно писали о войне. И в этом смысле и задача у нас стояла сделать кино в традициях советской военной киношколы. История и простая, и драматичная, и человеческая, которая происходит на фоне войны.
"Белый тигр" - это другое, постсоветское кино. В нем - нынешний взгляд на войну, что мне, кстати, нравилось. Фильм "Белый тигр" снят по повести современного писателя Ильи Бояшова. В его произведении взгляд и подход к военной теме совсем другие, чем в советском кино. И мне это нравится, я очень люблю советское военное кино, но невозможно все время жить прошлым, потому что эта тема все равно развивается.
Фильмы о Великой Отечественной и о Второй мировой снимаются каждый год. Я недавно брала интервью у Сергея Соловьева, он сказал, что многие новые фильмы - как игрушки в войну. А какое у вас к ним отношение?
Карен Шахназаров: Я не могу сказать, что все видел. Но из того, что смотрел, я считаю, есть хорошие фильмы. Та же "Звезда" Николая Лебедева. Правда, я ее сам продюсировал, и снята она по повести того же автора, что и написал "Двое в степи" - Эммануила Казакевича.
"Звезда" - это уже относительно старый фильм. Я имею в виду "Сталинград" или новый фильм "А зори здесь тихие...".
Карен Шахназаров: Я не видел ни того, ни другого, к сожалению. Но могу сказать следующее. Во-первых, когда говорят о советском военном кино, о его достоинствах, то перечисляют обычно от силы четыре-пять картин. А советских военных фильмов было сделано, наверное, несколько тысяч. Снять удачный военный фильм довольно сложно. И в советском кино это не было массовым явлением.
Мы часто слышим: "Ой, вот это было кино!" Я сам вышел из советского кино, сам в нем работал, поэтому, наверное, имею право говорить об этом вполне открыто. Нас осталось не так много из советского кино. Что могу перечислить сегодня? Фильмы "Судьба человека", "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Освобождение", "А зори здесь тихие..." со Студии Горького. Кстати, больше я не помню ни одной военной картины со Студии Горького, хотя там их были сделаны сотни. Дальше - "Семнадцать мгновений весны", на мой взгляд, на любителя картина. Что еще добавить? Да никто ничего толком не добавит. Можно вспомнить еще три-четыре картины и все. А были тысячи картин, сделанных в советское время на военную тему.
И от нашего времени, наверное, останется картин пять. И через тридцать лет будут говорить: "Вот были же тогда фильмы". В памяти-то они как бы концентрируются. Режиссерам старшего поколения, естественно, свойственно всегда все видеть в прошлом лучшее, чем в настоящем.
Я полагала, что фильм "Дорога на Берлин" входит в специальную программу, подготовленную на "Мосфильме" к 70-летию Победы. Но когда услышала, что вы его не готовили специально к этой дате, для меня это было удивительно.
Карен Шахназаров: В свое время я предложил редактору - у нас работал Евгений Никишов - написать сценарий по повести "Двое в степи" (с 2005 по 2009 Евгений Никишов был главным редактором "Мосфильма", где, в том числе, работал над сценарием к фильму Карена Шахназарова "Исчезнувшая империя". - Прим. авт).
Сколько же времени вы шли к этому фильму?
Карен Шахназаров: Думаю, что это было лет шесть-семь назад. Сценарий Евгений написал, и он лежал довольно долго. Потом мой товарищ Александр Литвинов, с которым мы вместе продюсировали "Звезду", напомнил о нем. И мы стали искать режиссера, остановились на Сергее Попове, пригласили его и начали работать.
Готовилась ли на "Мосфильме" специальная программа к 70-летию Победы?
Карен Шахназаров: Нет, мы специально ничего не делали. Так получилось, что мы выпустили картину. Что значит для нас выпустить картину? Что мы сами ее финансируем. И прокат, и производство. Да, министерство культуры процентов 30 необходимых средств нам из бюджета дало, но остальное мы делали сами.
В интернете мы создали программу, посвященную 70-летию Победы. Какие-то внутренние мероприятия у нас, естественно, есть. И ветераны есть. Наши машины участвуют в Параде Победы на Красной площади. Мы подготовили для парада штук 15 старых автомобилей.
Фильм "Дорога на Берлин" не назовешь батальным полотном…
Карен Шахназаров: Там есть батальные сцены. Но это человеческая история. Как раз в стиле советского военного кино. Потому что оно в целом было не батальным. Если не считать работу Юрия Николаевича Озерова - эпопею "Освобождение. Можно еще назвать несколько картин, но в целом только Озеров делал по-настоящему батальные сцены. А так, если вы начнете внимательно вспоминать советское военное кино, то увидите, что батальных сцен-то не было. "Баллада о солдате" - вообще ни одной сцены. "Летят журавли" - тоже.
Молодые ребята снимали фильм "Дорога на Берлин", молодые неизвестные актеры в нем снимались. Вам не хотелось, как продюсеру, образно говоря, "бить их по рукам" и говорить: "Так не было!" или все время рассказывать и учить, каким было кино в прошлом веке. Они-то этого не знают.
Карен Шахназаров: Во-первых, я - продюсер и творческими вопросами не занимался. Я и на площадке-то не был. Я смотрел материал, помогал, советовал. Сергей Попов работал с актерами. Есть определенные традиции советского кино. В данном случае они в драматургии, поскольку авторы советские. И если ей достаточно точно следовать, а Попов следовал, то все выходило как надо. А если не следовал, мы с ним спорили и, в принципе, получилось то кино, которое, по стилю можно назвать советским. Хотя оно более жесткое. В советском кино из картины "Дорога на Берлин" вырезали бы несколько сцен.
Вы смотрели американский фильм "Ярость", который снял российский оператор Роман Васьянов? Его часто сравнивают с "Белым тигром". Вы слышали об этом сравнении?
Карен Шахназаров: Читал, слышал.
Мой вопрос в том, что не мы одни сейчас снимаем фильмы про войну. Это, можно сказать, общий тренд. И в мире такие картины очень популярны. Китай покупает наши и не только военные фильмы. Американцы снимают такие ленты, как "Ярость". Каков уровень этих фильмов про войну, если сравнить наши и зарубежные?
Карен Шахназаров: Фильмы разные. "Ярость", на мой взгляд, - не лучший американский фильм о войне. А в целом у американцев достаточно мощное военное кино. Поэтому военная тема не только нам принадлежит - те же китайцы свое военное кино снимают. У американцев есть очень хорошие военные фильмы, которые, например, на меня оказывали влияние. Мне очень нравится, например, картина Стэнли Кубрика "Цельнометаллическая оболочка". У них сильна тема и Второй мировой, и Вьетнамской войны. Но как можно сравнивать, я не знаю.
Нам есть чему учиться у них?
Карен Шахназаров: Вообще, у американцев самое сильное в мире кино. Оно сильнее нашего. И было сильнее советского кино. Всегда. С этим довольно трудно спорить. При том, что у нас всегда были свои достижения. Но, кстати, на мой взгляд, сейчас американское кино становится все хуже и хуже. Возможно, это общая тенденция, связанная с превращением Америки в эдакую сверхимперию, а это всегда сопровождается упадком культуры.
Кино, по большому счету, - изобретение американское. Формально, конечно, его придумали французы, но всерьез, как индустрия, как кинематограф, оно было изобретено американцами. Они в нем очень долго доминировали и продолжают. Так всегда было. Вы посмотрите американское кино 30-х годов и советское. У нас были очень хорошие картины. Но там были десятки, сотни фильмов.
Тут не надо посыпать голову пеплом. Надо просто работать. У итальянцев лучшая обувь в мире, и что делать? Она, кстати, лучше, чем у американцев, но никто по этому поводу не плачет. Надо реально на вещи смотреть. Поэтому у них есть чему поучиться. И всегда было. И это абсолютно не умаляет наших талантов. У нас тоже были и есть интересные художники
Лейтенант Огарков и рядовой Джурабаев (актеры Юрий Борисов и Амир Абдыкалыков) - молодые люди, выходцы из разных союзных республик, разные по характеру и жизненным позициям. Они встретились по воле судьбы. Один конвоирует другого. Один ведет другого на расстрел. Но цель у них одна - уничтожить врага, напавшего на родину. За время пути оба красноармейца, которым чуть за двадцать, попадают в разные ситуации, порой спасая жизнь друг другу. Один мог бы много раз сбежать, и другой бы мог много раз застрелить своего подконвойного. Но они держатся вместе, и на этой "войне ситуаций" побеждают дружба и сердечное тепло.
Между тем
Некоторые эпизоды картины "Дорога на Берлин" были сняты по воспоминаниям отца Карена Шахназарова, Георгия Хосроевича, который, как и главный герой фильма Огарков, совсем молодым человеком попал на фронт и воевал на самых передовых позициях.