Сенсация свершилась всего за три месяца. Еще в феврале, на старте избирательной гонки, Бронислав Коморовский пользовался самым высоким доверием поляков и считался почти 100-процентным победителем, причем, возможно, в первом туре. Правящая партия "Гражданская платформа", не колеблясь, повторно поддержала его кандидатуру на президентский пост, а лидеры остальных политических формаций сочли, что выборы им все равно не выиграть, и выставили вместо себя второстепенных политиков. Даже тяжеловес польской политической сцены Ярослав Качиньский, чья партия "Закон и справедливость" ("ЗиС") уже много лет является главным конкурентом "Платформы" на выборах всех уровней, не рискнул претендовать на президентское кресло и выдвинул молодого, более сдержанного кандидата Анджея Дуду. Расклад голосов после выборов показал, что правящая партия переоценила свои силы и оторвалась от своего электората. Причем прежде всего она потеряла молодежь. По итогам подсчета голосов в 50 из 51 избирательных округов именно за Анджея Дуду отдали свои голоса 35,31 процента избирателей. Действующий президент мог похвастаться 33,32 процента. И 12 процентов голосов избирателей отделяло главу государства Бронислава Коморовского от дилетанта в политике - музыканта и актера Павла Кукиса, который неожиданно набрал необходимые сто тысяч голосов и пошел на выборы с одним-единственным требованием: перемен! Как выяснилось, этот лозунг поддерживают 20,77 процента поляков. Четвертым стал результат создателя новой партии KORWIN депутата Европарламента Януша Корвина-Микке, выступающего за улучшение отношений с Россией.
"Они нас не представляют", "Я за это не голосовал", "Мне кажется, что они живут в какой-то другой стране", - такие определения нынешних властей корреспондент "РГ" многократно слышала в Варшаве. Разочарование и усталость людей бросаются в глаза. "Чтобы не выиграл "ЗиС" - это весьма распространенный аргумент тех, кто голосует за Бронислава Коморовского. Что же касается Павла Кукиса, польские политологи говорят в один голос: новички, которые появляются за несколько месяцев до выборов и неожиданно получают очень хороший результат, называются "отсутствие доверия к действующей власти". Нынешние выборы - это "желтая карточка" для польских властей, знак того, что они очень далеко ушли от интересов и чаяний своего народа. Осенью текущего года в стране пройдут парламентские выборы, и если к этому времени "Гражданская платформа" не познакомится со своим народом, возможно, правящую партию ждет "красная карточка" и полная утрата власти. А пока есть время подготовиться ко второму туру 24 мая.
О настроениях поляков и нынешних выборах "РГ" побеседовала с создателем новой партии KORWIN депутатом Европарламента Янушом Корвином-Микке.
Пан Януш, кем является типичный избиратель президента Бронислава Коморовского?
Януш Корвин-Микке: Думаю, это госслужащий.
А Анджея Дуды?
Януш Корвин-Микке: Пожилые люди, которые хотели бы возвращения в ПНР (Польская Народная Республика), но чтобы вместо секретаря партии был настоятель храма.
А кто голосует за вас?
Януш Корвин-Микке: Мои избиратели - это в основном молодые люди в районе 23-27 лет. Но есть среди них, конечно, и люди постарше. Это те, кто хочет всего в своей жизни добиваться сам, не ожидая ничего от государства, но при этом рассчитывает, что и государство не будет требовать от них уплаты налогов.
Вы - известный сторонник диалога с Россией. Это не смущает ваших избирателей?
Януш Корвин-Микке: Как видите, нет. Это смущает избирателей ЗиС, которые впитали антипатию к России с молоком матери, со времен Советского Союза. Когда я говорю им, что в СССР уничтожили гораздо больше собственных граждан, чем поляков, они не верят. Есть еще одна категория людей: еще два года назад, по воле Вашингтона и Берлина, они любили Россию, а теперь им велено ее ненавидеть. А у моих избирателей нет самоцензуры. Я не занимаюсь прошлым. Меня интересует будущее. Это не значит, что я пророссийский кандидат, это значит только, что я не антироссийский. Я отношусь к России так же, как к любой другой стране. Я уверен, что рано или поздно Евросоюз распадется. В среде евродепутатов уже говорят, что это - последний или предпоследний парламентский срок. И тогда мы окажемся между Германией и Украиной. Я не верю немцам. А Украина имеет к нам претензии насчет восточных земель. Я также против санкций: неважно, кто против кого их ввел - теряем мы все.