Розницу опутали сетями
Волна банкротств - следствие комплексного действия различных факторов как сугубо рыночного, так и политического характера, считает заведующая кафедрой макроэкономического регулирования Северо-Западного института управления РАНХиГС при президенте РФ, доктор экономических наук Евгения Куклина.
- К рыночным факторам можно отнести увеличение в общем обороте розничной торговли РФ доли сетей, которые прекрасно могут обходиться без посредника в лице оптовой компании, - поясняет Евгения Куклина. - Оптовики увеличивают цену товаров для покупателя минимум на пять процентов, а максимум - на 30 процентов, и сейчас это звено становится лишним. К тому же крупные производители стали поставлять продукцию в торговые сети напрямую, сокращая затраты на производство и реализацию товара. Это элемент нормальной ценовой политики, позволяющей создать конкурентные преимущества производителям в условиях роста инфляционных ожиданий.
По словам Евгении Куклиной, тенденция не является уникальной для России. Похожий путь десять лет назад прошли страны с рыночной экономикой. Сейчас доля сетей в обороте розничной торговли в государствах Западной Европы составляет 65-90 процентов, в США - практически 100 процентов.
В нашей стране этот показатель пока находится на уровне 45 процентов. В то же время в Санкт-Петербурге доля сетей в рознице достигает 75-80 процентов. Поэтому неудивительно, что самочувствие оптовиков ощутимо ухудшилось именно в Северной столице и соседней Ленинградской области, а также в других крупных агломерациях с развитым рынком розничной торговли.
Валютные ножницы
К факторам политического характера, как отмечает Евгения Куклина, в первую очередь относится падение курса национальной валюты в результате введения экономических санкций. Во-вторых, это отказ ряда иностранных и отечественных поставщиков оптовым компаниям в коммерческом кредите (возможности получать товар с отсрочкой платежа). В-третьих, решение многих потребителей приберечь деньги на будущее.
Директор центра инновационного предпринимательства Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Александр Кайсаров добавляет, что волна банкротств в большинстве случаев коснулась компаний-импортеров, которые в течение долгого времени привыкли жить в условиях предсказуемого валютного курса.
- После отказа Центробанка РФ от валютного коридора и от активных интервенций на валютном рынке эти субъекты бизнеса, с учетом волатильности курса рубля, оказались в валютных ножницах, - поясняет Александр Кайсаров. - Их клиенты расплачивались рублями, а обязательства перед поставщиками были сформированы в валюте. Естественным образом эта ситуация привела к впечатляющему росту убытков. Остаться смогли в основном компании, которые создавали резервы и вели менее агрессивную политику на рынке.
Еще одна "политическая" причина - переориентация крупных сетей на новых поставщиков в связи с введением контрсанкций, продолжает Александр Кайсаров. Кроме того, больше розничных компаний стали отказываться от услуг оптовиков, налаживать собственные каналы дистрибуции в целях экономии и снижения себестоимости товаров. Все это привело к изменениям на рынке оптовых закупок, и некоторые субъекты бизнеса не смогли перестроиться вовремя.
- Наконец, обвальное падение спроса в начале года могут выдерживать только компании с доступом к недорогим деньгам, - продолжает Александр Кайсаров. - Повышение процентных ставок по кредитам с учетом неопределенности с валютным курсом не добавило стабильности рынку оптовой торговли, который традиционно строится на банковском финансировании.
Дорогие деньги
Общение с игроками оптового рынка подтвердило выводы экспертов. Корреспондент "РГ" обзвонила пятерых петербургских оптовиков - как потенциальных банкротов, так и тех, кого эта процедура пока не коснулась. В трех фирмах комментарии давать отказались. В двух согласились поделиться информацией, но попросили не указывать названия компаний.
- В конце года мы всегда брали кредит на пополнение оборотных средств, - комментирует ситуацию заместитель директора одной из петербургских оптовых компаний. - А в прошлом году банк, с которым мы работаем уже пять лет, отказал в займе из-за повышения ключевой ставки ЦБ РФ. Мы обратились в другие финансовые учреждения и не нашли кредиты дешевле 25 процентов годовых, хотя привыкли к ставке в 15-18 процентов. Неудивительно, что сейчас финансовое положение компании, мягко говоря, нельзя назвать устойчивым.
- Некоторые наши розничные клиенты не стали подписывать договор о сотрудничестве на 2015 год, объяснив это сменой каналов поставки, - рассказал представитель другой оптовой фирмы.
О нестабильном деловом климате в оптовой торговле говорит и информационно-аналитический материал Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Эксперты проанализировали опрос руководителей около трех тысяч компаний, который Федеральная служба государственной статистики провела в последнем квартале прошлого года. Как оказалось, в организациях оптовой торговли шести федеральных округов РФ, в том числе СЗФО, индекс предпринимательской уверенности характеризовался преимущественно отрицательными значениями.
"Первопричиной выступает падение спроса по всем группам реализуемых товаров, - говорится в исследовании. - В частности, в анализируемом периоде треть предпринимателей сообщили о сужении портфеля заказов".
Коснется всех
Небольшие регионы Северо-Западного федерального округа с уходом оптовиков пока не столкнулись. Относительно спокойно, к примеру, в Калининградской области, где работает около пяти - семи крупных оптовых компаний.
- Конечно, в нынешних условиях все, в том числе и оптовики, испытывают трудности, - рассуждает начальник отдела потребительского рынка министерства по промышленной политике Калининградской области Сергей Счастливый. - Это обусловлено несколькими факторами - подорожанием кредитов, задержкой оплаты контрагентами, требованием предоплаты со стороны поставщиков, уменьшением спроса на товары премиум-сегмента. Но банкротств оптовых компаний в регионе нет.
Впрочем, в будущем сокращение доли оптового звена коснется рынков всех субъектов Федерации, прогнозируют эксперты.
- Крупные города СЗФО эта тенденция затронет обязательно в ближайшее время, - подчеркивает Евгения Куклина. - Средние и мелкие города - позже, так как динамика процесса там более вялая.
При этом потребители не ощутят негативных последствий от ухода большого количества оптовиков, продолжает завкафедрой макроэкономического регулирования Северо-Западного института управления РАНХиГС при президенте РФ. Наоборот, по ряду позиций может произойти снижение цен за счет сокращения цепочки "от производителя до прилавка". Если, конечно, долю оптовых компаний в стоимости товара не съест инфляция.
- Рынок очень конкурентный, "свято место пусто не бывает", - подводит итог Александр Кайсаров. - В принципе, это вполне нормальное оздоровление торговой сферы. Более важным, на мой взгляд, является вопрос: как уход оптовиков скажется на устойчивости банковского сектора? Лавинообразный рост банкротств может иметь далеко идущие последствия.