12.05.2015 00:40
Экономика

Эксперты: Электроника и бытовая техника будут дешеветь

Электроника и бытовая техника будут дешеветь
Текст:  Игорь Зубков
Российская газета - Федеральный выпуск: №99 (6670)
Продавцы электроники и бытовой техники в России отменили запланированное повышение цен и даже перешли к их осторожному снижению.
Читать на сайте RG.RU
Магазины сами определят, на какие товары нужно "заморозить" цены

Вслед за провалом в первом квартале этот рынок начал оживать. Укрепление рубля и стабилизация валютного курса дали двойной эффект. Покупатели стали более уверенными в завтрашнем дне и уже не боятся делать дорогостоящие покупки, а продавцы решились на снижение цен.

Впрочем, рынок уже не будет прежним: реальные доходы населения снизились, потребители сместили приоритеты в сторону более доступных и простых моделей и в целом стали более внимательно относиться к своему выбору. Об этом "РГ" рассказали в крупнейших розничных сетях бытовой техники и электроники.

Год начался с заметного падения покупательского спроса. И если январь пошел шлейфом вслед за очень бодрым в плане продаж декабрем, то февраль и март были довольно слабыми. Падение продаж у розничных компаний составило в среднем от 15 до 30 процентов, в зависимости от формата и товарного портфеля, говорит директор по закупкам электронного дискаунтера Павел Комаров. По оценкам аналитиков, общее падение российского рынка продаж бытовой техники и электроники в первом квартале составило примерно 25 процентов, рассказал директор по коммуникациям интернет-ретейлера Брайан Кин. Сказался резкий рост валютного курса и ажиотажный спрос в четвертом квартале 2014 года, когда люди покупали не только то, что нужно, но и "впрок", пытаясь таким образом защитить свои сбережения. Продажи мелкой бытовой техники снизились на 10-15 процентов, ноутбуков и телевизоров - на 40 процентов. А вот продажи смартфонов остались на прежнем уровне.

Россияне стали отказываться от услуг доставки при покупках в интернете

В апреле ситуация начала выравниваться, рынок понемногу оживать. Покупатели увидели укрепление рубля, посчитали, что пик кризиса миновал, в результате коэффициент покупательской уверенности вырос, потребители вернулись в магазины и снова готовы тратить деньги на технику. На "пробуждение" рынка оказывают влияние и сами ретейлеры. Многие из них не ожидали такого серьезного падения спроса, и у них остались запасы из прежних закупок по "старому" курсу. Именно они начинают сейчас массово снижать цены, чтобы выполнять планы по обороту, говорит Павел Комаров.

Наиболее чувствительна к колебаниям валюты компьютерная техника. Компьютерные комплектующие сейчас на 30 процентов дешевле, чем в декабре-феврале, приводит пример Брайан Кин. По его словам, значительная часть остальной электроники в принципе не поднималась до реального курса - цена на нее зависит от рекомендованных прайсов поставщиков, а они имеют временной лаг в 1-3 месяца.

Повышение, запланированное на апрель, практически все поставщики отменили, поэтому цена на электронику сегодня определяется текущим рыночным курсом - к примеру, продукция Apple подешевела вслед за укреплением рубля. Возможно, в ближайшее время цены снизятся еще, но не сильно, предупреждает Брайан Кин. Все будет зависеть от курса рубля. Пока же продавцы корректируют стоимость наиболее оборачиваемого товара - смартфонов и планшетов.

В условиях кризиса даже самые консервативные покупатели, которые раньше ходили только в обычные магазины, где товар можно повертеть в руках, теперь заходят в онлайн-магазины, пытаясь сэкономить и выбрать из более широкого ассортимента, говорит Брайан Кин. В результате в кибермаркетах спрос смещается с бытовой техники и электроники в сторону товаров для дома, автозапчастей и аксессуаров, детских товаров.

Структура продаж электроники и бытовой техники тоже изменилась. Покупатели приобретают технику в прежних объемах, но выбирают базовые модели и узнаваемые марки. Любопытно, что покупатели техники верхнего ценового сегмента остались верны своим предпочтениям и привычным брендам и, как правило, не ищут замену в виде бюджетных моделей. Но и здесь заметен спад - люди покупают уже не в тех объемах, как раньше.

Товары и цены