05.05.2015 00:44
    Поделиться

    Россияне стали отказываться от услуг доставки при покупках в интернете

    Россияне отказываются от услуг доставки при покупках в Интернете
    Российский онлайн-ретейл вынужден быстро меняться. Потребителей больше не устраивает привычная модель интернет-магазина (сайт-витрина, заказ, доставка на дом). Чтобы магазин или сеть приносили прибыль, нужна многоканальность продаж. Omni-channel из разряда перспективных решений переходит в необходимость. К такому выводу пришли эксперты на форуме Online Retail Russia 2015.

    По словам Максима Быстрицкого, регионального директора подразделения аудита розничных продаж компании GfK в СНГ, заместителя гендиректора GfK Россия, в январе - феврале 2015 года падение рынка онлайн-ретейла в России составило 46%. В Европе колебания рынка оказались на уровне от -2% до +15% в разных странах.

    "Наша задача как регулятора создать условия, при которых будут максимальные возможности для осуществления торгового бизнеса, - говорит Никита Кузнецов, замглавы департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка минпромторга. - Мы искренне считаем, что без опережающего развития торговли всех форматов не может быть и нормального развития производства. Это касается всех форматов торговли. Мы долго обсуждали, в том числе и с бизнес-сообществом, и в конце декабря 2014 года утвердили Стратегию развития торговли в России. Смысл ее в том, чтобы дать максимальную возможность всем работать. Торговля - это отрасль, требующая максимальной свободы. Мы сосредоточились на сокращении регуляторного произвола. Наша самая большая боль - это малые и средние торговые форматы, где как раз больше всего регуляторного произвола, особенно в регионах, муниципалитетах. И эта задача помимо отраслевой политики уже входит в ранг государственной политики. Потому что ситуация, когда у нас доля ВВП от субъектов МСБ составляет 20%, неправильна. А МСБ на 60 - 70% - это торговля".

    Андрей Шилов, руководитель исследовательского отдела ВСG, выделяет несколько свежих тенденций на рынке онлайн-ретейла, одна из которых "продуктовый шопинг". Прежде чем купить продукты питания, люди будут изучать цены и ассортимент онлайн, изучать акции и скидки у разных продавцов и в разных каналах продаж. "Мы видим, что люди в конце прошлого года перекупили товаров, которые им были не нужны. Последняя статистика ЦБ РФ также показывает, что рынок потребительского кредитования снизился. При замедлении роста ВВП неизбежно происходит снижение темпов роста розницы. В ближайшее время россияне будут покупать значительно меньше новинок, перейдут на продуктовый шопинг, для них возрастет значение акций и скидок", - говорит эксперт.

    По данным крупнейших российских интернет-ретейлеров в сегменте электроники и бытовой техники, 50-70% всех заказов, сделанных онлайн, покупатели предпочитают забирать самостоятельно либо в магазине, либо в пунктах выдачи заказов. При этом продавцы имеют удобную службу доставки. "Использование классической модели интернет-магазина: онлайн-витрина и доставка на дом - это путь к глубоко убыточному бизнесу. Особенно это касается продаж бытовой техники и электроники, так как этот рынок не высокомаржинальный", - говорит Сергей Федоринов, глава компании "Юлмарт".

    По мнению Вардана Гаспаряна, директора департамента консалтинга Deloitte, переход к многоканальности необходим, но он очень сложен для национальных ретейлеров и осложняется еще тем, что им приходится конкурировать с глобальными продавцами. А покупатель перестает быть лояльным.

    По данным Deloitte, присутствие ретейлера в цифровых каналах продаж побуждает покупателя тратить на 25% больше от изначально запланированных затрат и быть на 75% лояльнее к продавцу. Сегодня 65% покупателей ищут информацию о товаре через смартфон, перед тем как приобрести продукт в офлайне. 23% онлайн-покупателей ищут информацию в смартфоне, используют магазин как шоурум, а затем покупают онлайн. По словам Гаспаряна, у современного покупателя есть от 5 до 11 точек, где он может познакомиться с товаром еще до посещения магазина.

    Эксперты уверены: строить собственную национальную сеть доставки "до последней мили", то есть до квартиры клиента, сегодня очень дорого и нецелесообразно. Именно "последняя миля" и является наиболее дорогим для ретейлера сегментом доставки.

    Вардан Гаспарян считает, что ретейлеры недооценивают возможности сотрудничества с Почтой России. Тем более что у Почты уже появились услуги по доставке посылок из отделения до квартиры клиента. "При успешном внедрении e-commerce услуг фулфилмента и доставки Почта станет ключевым драйвером роста сlick-n-collect", - говорит эксперт. По данным Deloitte, в 2015 году количество мест самостоятельного получения заказа в Европе достигнет 500 тысяч. На постаматы приходится около 333 тысяч, на пункты выдачи заказов - 130 тысяч, на магазины - 37 тысяч. Количество постаматов в России в 2014 году превысило тысячу. Ключевые игроки планируют нарастить общее число постаматов до 6500 к 2019 году.

    Кстати, в мире вовсю вовлекают в торговлю железнодорожное сообщение. Например, в Великобритании сейчас запускается сеть из 300 пунктов выдачи заказов, расположенных на железнодорожных станциях, которые будут доступны для любых онлайн или офлайн ретейлеров для доставки и возврата товара. Возможно, что такие пункты выдачи стали бы вестником цивилизации для многих российских небольших городов, жители которых получили бы доступ к товарам многих российских и зарубежных крупных онлайн-ретейлеров. Это создало бы серьезную конкуренцию местным розничным сетям и оздоровило локальные рынки.

    Поделиться