14.05.2015 12:25
Власть

Катамараны-трансформеры спасут российских моряков

Текст:  Николай Грищенко (Астрахань)
В дельте Волги, под Астраханью, начались заключительные государственные испытания трех новых многофункциональных модульных катеров проекта 23370.
Читать на сайте RG.RU
Каспийская флотилия получила корабль-невидимку

Несколько месяцев назад, а точнее пятого марта, на головном катере данного проекта СМК-2100 был поднят Андреевский флаг. Завершить все этапы государственных испытаний на Волге планируется в июне текущего года, а передача катеров в состав ВМФ запланирована на июль 2015 года. После этого на Каспии появится специальный спасательный отряд маломерных судов. 

Крошечные кораблики, водоизмещение которых составляет всего около ста тонн, моряки Каспийской флотилии в шутку окрестили катамаранами - трансформерами. Впрочем, несмотря на грозное название, модульные катера предназначены для сугубо мирной цели: они будут нести на Каспии аварийно-спасательную службу. Два катера оснащены пожарным оборудованием, а один водолазным.

- Данные катера представляют собой суда катамаранного типа, позволяют размещать на площади палубы большое количество техники и оборудования, - рассказал корреспонденту "РГ" официальный представитель Каспийской флотилии, капитан третьего ранга Алексей Рулев.

Проще говоря, на свободной палубе площадью около ста метров размещается пожарное, водолазное, поисково-спасательное или другое оборудование. Оно находится в специальных функциональных модулях контейнерного исполнения, которые являются сменными. В зависимости от установленного в них оборудования катер может использоваться по различному назначению.

Универсальный ледокол-буксир построят для группировки ВМФ РФ в Арктике

Среди дополнительных функций катамарана - возможность осуществлять поисковые и исследовательские работы под водой с помощью малогабаритного телеуправляемого необитаемого подводного аппарата и буксируемого гидролокатора. Кроме того, впервые на катерах этого типа предусмотрена система джойстикового управления техникой.

Кстати, слово "модульный" справедливо применять не только к оборудованию, оно также означает, что катер собран из отдельных готовых блоков. Их можно перевозить по железной дороге и автотранспортом в любую точку страны. Окончательная же стыковка блоков происходит непосредственно перед спуском на воду. Установка и замена функциональных модулей происходят в процессе эксплуатации катера в зависимости от характера планируемой операции.

Таким образом, в отечественном флоте появились настоящие катера-трансформеры. Они призваны заменить на отечественном флоте малотоннажные суда поисково-спасательного обеспечения, построенные еще в 70 - 80-е годы прошлого столетия. Это противопожарные катера проектов 14611 и 364, морские водолазные боты проектов 522 и 535, а также рейдовые водолазные катера проекта РВ-1415 типа "Фламинго". По данным еженедельника "Военно-промышленный курьер", более 60 процентов водолазных и 100 процентов противопожарных катеров выслужили установленные сроки службы, их средний возраст превышает 35 лет, а спроектированы они за малым исключением более полувека назад. Они не только устарели физически, но и морально не соответствуют современным требованиям по размещению технических средств, имеют ограничения по объему выполнения возложенных на них задач.

Под Калининградом начались испытания фрегата для Черноморского флота

Например, до настоящего времени задачи ПСО ВМФ в части водолазного обеспечения решались в основном с использованием катеров "Фламинго". Разработанный на рубеже 60-70-х годов ХХ века проект был инновационным для своего времени благодаря транспортабельности и технической оснащенности. При этом РВ-1415 "Фламинго" имеет существенные недостатки: это ограниченная управляемость при работе, недостаточный обзор из рубки, малая свободная площадь палубы, отсутствие специальных устройств для подводно-технических работ. Неэффективно и оборудование для постановки на якорь, что сильно ограничивает возможность проведения работ в море. Практически катер может эффективно применяться только для спуска одного-двух водолазов, но никак не для комплексного поисково-спасательного обеспечения даже в пределах пунктов базирования.

Новый катамаран-трансформер лишен этих недостатков. Катер имеет высокую маневренность, что важно при работах в узких протоках дельты Волги, озерах, каналах или в порту. За счет применения гидравлических винторулевых колонок с углом поворота 60 градусов на каждый борт, катер может маневрировать на самой малой скорости и осуществлять разворот практически на месте.

Необычная стеклянная рубка обеспечивает полный круговой обзор, а установленные видеокамеры избавляют экипаж катера от мертвых зон. Еще один необычный момент - конструкция катера, которая обеспечивает возможность сошвартовки с аналогичными судами бортами и носом. Это позволяет при необходимости формировать более крупные плавучие платформы.

Справка "РГ"

Длина катера проекта 23370 составляет 21 метр, ширина - 9 метров, максимальная осадка - 1,3 метра, водоизмещение - 100 тонн. Скорость - до девяти узлов, мореходность - четыре балла. Автономность плавания катера составляет трое суток. Экипаж - три человека и специальный персонал - до пяти человек. В базовой комплектации на катере размещен гидравлический кран-манипулятор грузоподъемностью до пяти тонн и грузовая стрела с механической лебедкой грузоподъемностью до 250 килограммов, что позволяет проводить все работы без использования береговой погрузочной техники.

Армия Вооружение России Астраханская область Военно-морской флот Юг России