Этот екатеринбургский театр давно и успешно торит новые дороги для отечественного мюзикла, постоянно заказывая композиторам новые произведения и обращаясь к самому неожиданному историческому, литературному и даже изобразительному материалу - от екатерининской эпохи ("Екатерина Великая" Сергея Дрезнина) до гражданской войны ("Белая гвардия" Владимира Кобекина), от язвительной диккенсовской сказки ("Ночь открытых дверей" Евгения Кармазина) и гоголевской сатиры ("Мертвые души" Александра Пантыкина) до пластических импровизаций на живописные темы Тулуз-Лотрека (новейший спектакль "Анри" на музыку Марины Собяниной). "Яма" - один из самых впечатляющих итогов этого поиска.
Для музыкального воплощения "Ямы" автор либретто Михаил Бартенев нашел, вероятно, единственно возможный ход: действие перенесено из публичного дома в кабаре "с девочками", документально изображенная Куприным среда переведена в условно-театральный регистр. Это позволило избежать лобовых ссылок на главную профессию героинь купринской повести и отчасти сблизило спектакль со знаменитым мюзиклом "Кабаре", тема которого тоже более чем серьезна. В результате возникло несколько музыкальных пластов: чисто "кабаретные" выходы в доме на Ямской оттенены впечатляющими массовыми сценами и полными драматизма сольными номерами.
Музыка Дрезнина многокрасочна и многожанрова, легко перебрасывается от городского романса тех лет, джаза, кабаре и куплетов в одесском стиле к зонгам и ариям трагического оперного масштаба. Огромная роль принадлежит оркестру (дирижер Борис Нодельман). В спектакле, поставленном Ниной Чусовой с хореографией Татьяны Багановой и костюмами Павла Каплевича, широко использованы видеоэффекты и есть несколько великолепных актерских работ: Мария Виненкова (Тамара), Татьяна Мокроусова (Женька), Светлана Ячменева (Люба), Светлана Кочанова (хозяйка дома на Ямской), Игорь Ладейщиков (студент Лихонин)...
Второй спектакль уральской труппы, "Скрипач на крыше", отличается от большинства версий широко известного мюзикла, которые играются музыкальными и драматическими театрами России, уже своей аутентичностью: театр приобрел лицензию на использование подлинных либретто и партитуры, осуществленных на Бродвее, с правом собственного режиссерского решения.
Художественный руководитель театра Кирилл Стрежнев вновь подтвердил свое право считаться одним из ведущих современных мастеров жанра. И хотя для "глубокого погружения" в колоритную атмосферу изображенной писателем среды часть труппы даже выезжала в Израиль - понаблюдать обычаи и позаимствовать этнографические детали быта, от чисто концертного увлечения пряным колоритом еврейского местечка, к счастью, удалось удержаться: возник спектакль по-настоящему драматичный, с очень сильной работой Анатолия Бродского в роли Тевье.
Оба спектакля Свердловская музкомедия играет на площадке Детского музыкального театра имени Наталии Сац 19 и 21 мая.