Тем не менее, как выяснили корреспонденты "РГ", игроки рынка уверены: проблемы у бизнеса будут, но транспортного коллапса не случится.
Свердловская область
По оценке руководителей компаний, на екатеринбургском рынке транспортных услуг работает до 90 процентов трудовых мигрантов. Часть из них до сих пор не может оформить российские права.
- Водителей-иностранцев нужно учить не столько русскому языку, сколько терминологии. Речевые обороты в вопросах по правилам дорожного движения сложны, некоторые формулировки просто сбивают мигрантов с толку, - отмечает директор транспортной компании Сергей Лоскутов.
Многие мигранты не стали даже пытаться сдавать экзамен.
- Кто-то уже сообщил, что доработает до 1 июня и поедет домой. Кроме изменений в законе "О безопасности дорожного движения" на их решение повлиял и курс доллара: им стало невыгодно работать в России, и уже осенью-зимой произошел большой отток водителей. Не уехали те, кому некуда было устроиться на родине, - рассказывает директор "Авто-ном" Юрий Менеджев. - Для нашей компании эта проблема стоит не так остро, потому что мы изначально берем на работу или россиян, или водителей с российскими правами. У нас работают около 80 процентов иностранцев, у половины из них есть водительское удостоверение РФ. Остальные планируют вернуться домой. Эта ситуация типична для компаний Екатеринбурга.
По словам транспортников, даже тем приезжим, которые сдали экзамены в ГИБДД, работать в России стало непросто. Главная проблема для них - ужесточение миграционного законодательства: теперь при наличии двух административных нарушений в течение трех лет человеку могут запретить въезд на территорию РФ. Как отмечает Юрий Менеджев, у водителя, в отличие от каменщика или подсобного рабочего, риск заработать два правонарушения очень велик. При этом оплата штрафа не избавит его от депортации. В результате, сетуют директора компаний, опытные водители нередко вынуждены уезжать, а на их место приходят работники без опыта.
Челябинская область
На Южном Урале к вступлению в силу новых правил подготовились заранее, поэтому никаких потрясений с 1 июня не ожидают. Доступ гастарбайтеров к рулю ограничили на региональном уровне еще пару лет назад, полностью прекратив выдачу разрешений на работу водителем. Исключением стали немногие приезжие шоферы многотонников, участвующие в реализации инвестиционных проектов. Хотя, конечно, в одночасье избавить маршрутные такси от "восточного колорита" этим запретом не удалось: доля теневого трудоустройства выросла.
- С начала года перестала существовать система квотирования для граждан ближнего зарубежья, которым отныне не требуется выдача разрешений на работу. Теперь достаточно оформления патента, - поясняет начальник отдела трудовой миграции УФМС России по Челябинской области Анатолий Пепеляев. - Казалось бы, поток трудовых мигрантов должен был вырасти, однако на региональном уровне приняты ограничительные меры.
Во-первых, речь идет об обязательном указании в патенте профессии и запрете вести на территории Челябинской области иную трудовую деятельность. Во-вторых, сформирован перечень тех сфер деятельности, куда доступ для иностранных граждан при любых обстоятельствах закрыт. В него вошли и пассажирские перевозки общественным транспортом.
- Правда, с начала 2015 года и до момента вступления в силу указанных ограничений УФМС уже оформило около 60 патентов по профессии "водитель автомобиля". Эти водители вполне на законных основаниях продолжат работать, если получат российские права, - говорит Анатолий Пепеляев. - Но после окончания срока действия патента продлить его уже не удастся.
Сотрудники службы занятости предполагают, что после 1 июня на региональной бирже труда появятся вакансии водителей маршрутных такси. Учитывая, что в среднем месячный заработок их достигает 25-30 тысяч рублей, спрос на место "за баранкой" среди местных жителей будет высоким. А вот владельцы частных автотранспортных компаний, напротив, уверены, что южноуральцев столь нелегкий труд не привлечет.
- С октября прошлого года мы сократили всех иностранных водителей, доля которых в штате компании достигала 10 процентов. Стали набирать местных, но они задерживались максимум на неделю, а потом запивали, - рассказывает владелец сети маршрутных такси в Челябинске Дмитрий Осинский. - До сих пор мигрантов некем заменить, компания несет потери: машины в лизинге, за него нужно платить, а автобусы простаивают.
По словам предпринимателей, в Челябинской области сегодня действуют одни из самых жестких ограничений в сфере трудовой миграции в стране, которые уже и так отпугнули значительную часть приезжающих на заработки. Если и дальше устанавливать "блоки" против гастарбайтеров, это не улучшит ситуацию на рынке труда.
Тюменская область
В Тюменской области ажиотажа с получением иностранцами российских прав нет. Судя по всему, выходцы из зарубежных республик надеются, что вступление закона в силу вновь отложат: соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму. Как сообщили в областной ГИБДД, за первый квартал этого года с заявлениями на получение водительских удостоверений российского образца обратились около 150 иностранцев. С первой попытки экзамен сдали лишь 15 человек, всего права получили 56. Правда, работают ли они на городских маршрутах, в областной ГИБДД ответить не смогли: подобный учет в инспекции не ведется.
Не удалось узнать и сколько водителей с национальными правами управляют общественным транспортом Тюмени. Такие данные не смогли назвать даже в отраслевом департаменте горадминистрации.
Между тем, по словам главы Союза частных перевозчиков Тюмени Александра Костырева, на автобусах большой вместимости работают около 50 иностранцев, то есть примерно каждый третий водитель. Все они знают о новых требованиях и о том, какие штрафы ожидают их после 1 июня в случае отсутствия российских прав. Особых проблем с получением удостоверений нет, сложности чисто технические: водителю непросто отвлечься от работы, найти подмену. Именно поэтому многие дотянули до последнего.
В то же время глава одной из частных транспортных компаний Алексей Савчук уверяет: все мигранты-водители маршруток имеют вид на жительство и давно получили российские права.
- Таких, которые прежде работали по разрешениям и национальным правам, не осталось. Два года назад автотранспортным предприятиям не дали квот на привлечение трудовых мигрантов-водителей, разрешения закончились и люди разъехались. Сейчас у нас работают только обрусевшие иностранцы, - говорит он.
Курганская область
- Для нашего региона эта проблема не актуальна. Ажиотажа никакого нет. Иностранные граждане обращаются для замены водительского удостоверения, но это единичные случаи, и мы не уточняем, для каких целей они это делают. В общем, пока у нас все спокойно, - сообщила начальник отделения пропаганды УГИБДД УМВД России по Курганской области Наталья Прима.
В транспортном управлении администрации города Кургана корреспонденту "РГ" пояснили, что проблемы не существует просто потому, что нет мигрантов-водителей: квоту на их привлечение компании не получили.
- Работодатели обращались в миграционную службу с просьбой дать им квоту для работы мигрантов на общественном транспорте, но им было отказано, - сообщил замруководителя УФМС России по Курганской области Дмитрий Приставкин. - Дело в том, что в регионе нет дефицита водителей и с перевозкой пассажиров общественным транспортом местные жители вполне могут справиться своими силами. Хотя просьба работодателей понятна: им выгоднее работать с мигрантами, которым можно платить меньшую зарплату, не делать отчисления в ПФР, страховые фонды. Но пока необходимости вводить квоту для перевозчиков мы не видим.