18.05.2015 00:09
Культура

В Каннах представили фильм о самоубийцах с Мэттью Макконахи

Главный тон первых дней Каннского фестиваля - сентиментальность
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №104 (6675)
Повышенный градус сентиментальности - особенность нынешнего фестиваля. Разгул не страстей, а сантиментов - с улыбкой умиленной и просветленной. Созерцательность, загадочность природы, открытие потаенных сил Жизни в пику Смерти, которую оставим страшным сказкам.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Море деревьев"

Это неожиданный поворот событий. Кино то ли стосковалось по назидательным притчам и, спохватившись, возвращает их человечеству. То ли ищет равновесия в неустойчивом мире, находя его в мистической вере. Как в "Море деревьев" Гаса Ван Санта, освистанном журналистами. Этот фильм выламывается из всех представлений о создателе "Слона" и "Моего личного штата Айдахо". Насилием над слезными железами зрителей он напоминает "мыльную оперу". А внезапно прорезавшаяся вера в потусторонние силы, когда с того света в качестве привета нам посылают "цветочек аленький", изумляет всплеском наивных старческих надежд.

Названы лидеры и аутсайдеры Каннского кинофестиваля

…Лес Окигахара близ горы Фудзи в Японии славится как мекка самоубийц. Умереть здесь - это красиво: море деревьев колышется в воздушном океане. И мы встретим Артура в момент, когда после ударов судьбы его потянуло к этой живописной пропасти. И он в нее войдет, но там встретит товарища по несчастью - японца Такуми, и начнется другая драма - драма выживания. В пространных флэшбеках мы увидим минувшее: пойдет история утраты Артуром любимой, но пьющей жены Джоан. От перепоя она заболела, а то, как погибла, лучше не сообщать, чтобы не украсть один из сюжетных козырей фильма.

Здесь напрягает перегруз: такие истории не в кино снимают, а пересказывают жутким женским шепотом, фантазируя все новые душераздирающие подробности. Да и экскурсия в лес слишком смахивает на фильм ужасов. И скрипки в саундтреке обещают нечто рыдательное, задолго до финала раскрывая все карты. Сюрпризы фильма сыплются как рис из мешка, но каждую непредсказуемость знаешь за полчаса до ее свершения. И единственное впечатляющее, после массачусетских пейзажей, изобразивших японский лес, - это Мэттью Макконахи в роли самоубийцы. Это его первый масштабный выход в люди после роли в "Далласском клубе покупателей", и он снова работает на грани подвига - большой актер, готовый умереть и в телефонной книге.

Гас Ван Сент с чутьем художника увидел в этой истории об ослепляющем отчаянии возможность напомнить о ценности нашей единственной жизни. В диалогах двух робинзонов заложены зерна споров атеизма с верой в абсолютность существования душ. В сюжете есть столкновение идей и цивилизаций - смычка должна родить истину. Но сценарист Крис Спарлинг, кажется, не решил, что за жанр он пишет, - философскую притчу, ужастик или сентиментальное "мыло". Не определив правила игры, он обнажил все ее расчеты и "скрепы", весь кинематографический картон - фильму не веришь, и хотя актеры безупречны, в ходе рассказа есть привкус любительщины. В прессе уже назвали "Море деревьев" худшим из фильмов Гаса Ван Сента.

"Море деревьев" провалилось на каннском пресс-просмотре

Иную концепцию Смерти предлагает Нанни Моретти в фильме "Моя мать", где возвращается к автобиографическим мотивам. Пережив уход матери, он решил, не ковыряясь в ранах, спокойно и с достоинством рассказать об этом неизбежном в жизни каждого моменте. В центре сюжета - кинорежиссер Маргерита, снимающая драму о бунтующих рабочих. Но ее мысли далеко: дома умирает мать, и воздухе завис призрак подступающего горя. Но Моретти находит точный баланс контрастных красок: в фильме трагическое идет рядом с комичным, нелепым и вздорным, много смешных эпизодов, дыхание смерти постоянно перебивается грохотом всепобеждающей жизни. Профессия героини благоприятна для таких контрастов: любой режиссер созидает в своем фильме параллельную реальность, а кто бы знал, из какого сора растет кино!

Из Америки прилетает исполнитель роли фабриканта, звездун второго ряда Хаггинс - в этой роли замечателен Джон Туртурро. Этот Хаггинс вечно перевирает свои реплики, но бравирует дружбой с Кубриком, который все мечтал его снимать, а у Хаггинса все не было времени. Живописуя киносъемки, Моретти оттягивается по полной, но сохраняет чувство меры - и смех и слезы проистекают из характеров и трагикомических обстоятельств, сообщая фильму редкое ощущение естественности, спонтанности, непредсказуемости. Возникает полнокровный и многослойный человеческий мир, который был принадлежностью "золотого века" кино. Моретти не хочет "садизма", не хочет, чтобы кино травмировало - хочет, чтобы лечило душевные раны. Понимает старомодность таких порывов: образ матери, умно и тактично созданный Джулией Ладзарини, для него - образ уходящей цивилизации, для которой еще имели значение ценности древних культур. Образ умирающего кинематографа эпохи Феллини и Антониони: его отзвуки еще слышны на римских улицах.

Героиню играет Маргерита Буй, с которой Моретти снимает третий фильм. Выдающаяся актриса определяет личную интонацию, свойственную картине: все, что происходит далеко за кадром, отражено в ее глазах. Себе Нанни Моретти доверил роль брата Маргериты, который пытается поддержать ее в эти дни. Прошло много лет после его фильма "Комната сына", тоже трагически личного, снятого по следам гибели его Андреа; за эти годы поменялась не только интонация его кинематографа, но и философия его жизни - стала более сдержанной, мужественной и мудрой. Долгие аплодисменты зала подтвердили: Моретти снова сделал картину, по праву претендующую на Золотую пальмовую ветвь.

Сказано в Канне

Мэттью Макконахи:

- "Море деревьев" - это для меня чисто интуитивный выбор. Я только что снялся в "Интерстелларе", который был "путешествием отсюда", а тут мне предложили совершить путешествие в глубь самого себя. Кроме того, я только что завершил шумную кампанию, связанную с "Далласским клубом покупателей", и хотел побыть наедине с собой, подумать в тишине, - и тут появилась возможность все это осуществить.

Если бегло прочитать синопсис - "Ага, это про самоубийц!". А я отвечу: нет, это об утверждении жизни. Я придерживаюсь тех же убеждений: надо жить несмотря ни на что! Это жизнеутверждающая история, которая отвечает на многие вопросы духовного свойства. Для кого-то они связаны с Богом. Для кого-то - с вечным возрождением. При этом картина получилась не тяжеловесной и назидательной - она поэтична. И кто такой этот Такуми, встреченный моим героем Артуром в последний миг его жизни, - это душа Артура? Или душа погибшей Джоан? И существует ли этот лес в реальности? Это библейская история с огнем и потопом, кровавыми ранами и смертью. И только пройдя через все это, пережив акт самоуничтожения, мой герой понимает, что хочет жить.

Каннский фестиваль-2015
Мировое кино