18.05.2015 00:25
Экономика

В день рождения метро можно было прокатиться на редком поезде "Яуза"

Московский метрополитен отпраздновал свое 80-летие
Текст:  Сергей Жуков
Российская газета - Столичный выпуск: №104 (6675)
Московский метрополитен с размахом отпраздновал большую юбилейную дату - 80 лет назад на первую Сокольническую линию в российской столице вышел первый пассажирский поезд. Центральным событием юбилейного "марафона" стал парад поездов на Кольцевой ветке.
Читать на сайте RG.RU
Торжественный запуск "Парада поездов"

Впрочем, празднование дня рождения главной подземки страны началось еще в начале мая, но основные торжества все же прошли в минувшую пятницу. Чтобы принять в них участие, корреспонденту "РГ" пришлось на один день стать ранней птахой и проснуться задолго до рассвета. Ведь поезда отправились на свой парад под звуки духового оркестра ровно в 5.40 со станции "Октябрьская". Командовал этим парадом начальник столичного метрополитена Дмитрий Пегов.

На юбилей московской "подземки" приехали руководители 23 метрополитенов со всего мира

- Ровно 80 лет назад в 7 часов утра московское метро открыло свои двери для первых пассажиров, - напомнил он, обращаясь к сотрудникам подземки и гостям, приехавшим поздравить метрополитеновцев. - Поэтому именно утром мы открываем парад поездов, которые в обычные дни обслуживают другие линии. Надеюсь, эти составы напомнят пассажирам о знаковых событиях, проходивших в нашем метрополитене в течение 80 лет.

Участниками торжественного "забега" по "кольцу" стали поезда самых разных типов, работающих сегодня в московском метро. Вести их, по словам Пегова, было доверено лучшим машинистам, заслужившим "это своим долгим и добросовестным трудом в московской подземке". Друг за другом два дня подряд по "коричневой" ветке ездили как составы ранних серий "Еж" и "Номерной", так и последних - "Русич" и 81-760.

Пассажиры также смогли прокатиться и на одном из самых редких поездов - "Яузе", выпускавшемся с 1995 по 2004 годы. Сейчас на Люблинской и Каховской линиях работают всего семь таких поездов. Своим внешним видом - формой дверей, окон и серой окраской - вагоны напоминают составы нью-йоркского метро. Особый интерес у москвичей вызвал Ретропоезд, обычно курсирующий по "красной" ветке. В нем удалось воссоздать интерьер самых первых вагонов метро, перевозивших пассажиров 80 лет назад. Здесь и в помине не было кондиционеров и современного освещения, но зато были светильники с теплым приглушенным светом. А салоны вагонов были облицованы негорючим пластиком, стилизованным под "линкруст" - вид отделочного материала, изобретенного в Англии и применяемого в отделке советского метрополитена вплоть до 70-х годов. Но главный атрибут, который с завистью оценил и корреспондент "РГ" - мягкие диваны, которых сейчас не встретишь в современных вагонах. Поговаривают, что появились они в ту пору благодаря настойчивости первого секретаря Московского комитета ВКП(б) Лазаря Кагановича. Ему очень не понравились деревянные лавочки, которые успели установить в пробных вагонах. Увидев "жесткий" салон, он проронил ставшую известной фразу: "Каждому пассажиру надо дать по мягкому месту!" И к открытию подземки пожелание наркома было выполнено.

Мягкие сиденья советским гражданам пришлись по душе, как, впрочем, и скорость поездов, позволявшая им быстро добираться под землей до работы или в гости к друзьям. Уже тогда состав мог легко разогнаться до 60 км/час, чем иногда пугал непривыкших к такому "лихачеству" пассажиров. В 30-е годы наземный общественный транспорт, например, трамваи, передвигался по городу со скоростью не больше 40 км/час. Сейчас поезда в метро способны двигаться быстрее, правда, в часы пик из-за плотного графика машинистам часто приходится снижать скорость. С интересом москвичи встречают в эти дни в метрополитене тематические поезда, посвященные 70-летию Великой Победы и 80-летию метро. Это уже составы нового типа - со сквозным проходом между вагонами.

Общественный транспорт Москва Московский метрополитен Столица