В I квартале 2015 года число посетителей превысило 23,5 млн человек. Федеральная налоговая служба (ФНС) активно внедряет новые информационные технологии в работу с бизнесом. Чем чаще всего пользуются налогоплательщики, "РГБ" рассказала начальник Управления информационных технологий ФНС Татьяна Матвеева.
- Какие сервисы из них наиболее популярны у пользователей?
- Электронные сервисы помогают бизнесу в ведении их деятельности, экономят время и затраты, освобождают налогоплательщиков от необходимости посещать инспекцию лично, позволяют оперативно получать информацию. Сейчас на сайте ФНС реализовано 39 интерактивных сервисов. Самым популярным является сервис "Риски бизнеса: Проверь себя и контрагента". За 2014 год к нему обратились свыше 442 млн раз. Также большой популярностью у пользователей в 2014 году пользовался сервис "Узнай ИНН". Он позволяет узнать свой ИНН, а также узнать ИНН другого физического лица - свыше 9,8 млн обращений. Свыше 4,4 млн обращений поступило на сервис "Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции", "Имущественные налоги: ставки и льготы" - свыше 2,7 млн, "Создай свой бизнес" - свыше 2,6 млн, "Онлайн-запись на прием в инспекцию" - свыше 954 тыс. заявок налогоплательщиков. Всего за 2014 год с использованием сервисов физическими лицами было совершено около 2,5 млн платежей на общую сумму почти 3,5 млрд руб. По сравнению с 2013 годом общая сумма платежей, совершенных с помощью сервисов сайта nalog.ru, увеличилась почти в 2 раза (на 97%).
- Каково сейчас число пользователей "Личного кабинета для физических лиц"?
- Оно уже превысило 13,6 млн человек. Сервис позволяет дистанционно осуществлять широкий спектр действий без личного визита в инспекцию: получать актуальную информацию об объектах имущества и транспортных средствах, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, о задолженности по налогам перед бюджетом; контролировать состояние расчетов с бюджетом; получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей; оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи (до наступления срока уплаты. С 2014 года функционал сервиса позволяет физическим лицам зарегистрироваться в сервисе с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (ЭП) или универсальной электронной карты (УЭК), не посещая инспекцию. Для пользователей сервиса доступна возможность заполнения налоговой декларации по НДФЛ в онлайн-режиме без скачивания специальных программ, а также возможность направить декларацию по форме 3-НДФЛ, заверенную усиленной квалифицированной ЭП налогоплательщика, в налоговый орган. Пользователям доступна информация о полученных доходах и удержанных суммах налога, предоставляемая работодателем в налоговый орган (справка по форме N 2-НДФЛ).
- Какие возможности предоставляет "личный кабинет" организациям?
- Чуть более года назад на сайте ФНС был запущен интерактивный сервис "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица". К нему уже успели подключиться более 67,5 тыс. компаний. Сервис позволяет бизнесу бесконтактно взаимодействовать с налоговыми органами по всем необходимым вопросам, в частности, получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, невыясненных платежей; контролировать состояние расчетов с бюджетом; составлять и направлять в налоговые органы заявления на уточнение платежа, заявления о зачете/возврате переплаты; получать справки о состоянии расчетов с бюджетом, об исполнении обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей, акты сверки. Пользователю, зарегистрированному в сервисе, также доступна информация: о платежах, списанных с расчетного счета налогоплательщика и не поступивших в бюджет, по которым обязанность налогоплательщика признана исполненной; об урегулированной задолженности; о неисполненных налогоплательщиком требованиях на уплату налога и других обязательных платежей, о мерах принудительного взыскания задолженности.
Наряду с информационными разделами, "Личный кабинет" предоставляет юридическому лицу массу возможностей для взаимодействия с налоговыми органами. Прежде всего, сервис позволяет оформить и направить в налоговый орган любое обращение. Причем направить можно как обращение в произвольной форме (например, вопрос), так и сформировать заявления по утвержденной форме: заявления о зачете/возврате, об уточнении невыясненного платежа, об инициировании проведения совместной сверки по расчетам с бюджетом, о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД и др. При направлении заявления пользователю предлагается также выбрать способ получения ответа из налогового органа - лично, на бумажном носителе по почте или в электронном виде с подписью налогового органа (если такая форма предусмотрена налоговым законодательством). Очень важно, что с помощью "Личного кабинета" пользователь может не только направить документы в налоговый орган, но и отследить информацию об их прохождении. В соответствующем режиме пользователь видит все направленные им в инспекцию обращения: дату отправки, сам документ, статус рассмотрения обращения инспекцией, а впоследствии и сам ответ.
- Может ли подключиться к сервису лицо, являющееся уполномоченным представителем организации по доверенности?
- Да, с января 2015 года может. Раньше зарегистрироваться в сервисе мог только руководитель организации или лицо, имеющее право действовать без доверенности в отношении организации. Сегодня доступ к сервису могут получать и уполномоченные представители юридического лица по доверенности, выданной с правом наделения полными полномочиями действия в отношении организации, при условии, если эта доверенность ранее предъявлялась в одну из инспекций ФНС.
- Когда в полную силу заработает "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя"?
- До сегодняшнего момента индивидуальные предприниматели (ИП) могли пользоваться сервисом "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" для уплаты своих имущественных налогов, а также налогов на доходы физических лиц, но с нетерпением ждали собственного "кабинета", который позволил бы им взаимодействовать с налоговыми инспекциями в рамках ведения предпринимательской деятельности. В апреле ФНС запустила в опытную эксплуатацию сервис "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя" в десяти регионах: республиках Башкортостан, Татарстан, Алтайском, Приморском краях, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Оренбургской, Ростовской областях и в Ханты-Мансийском автономном округе. Распространить сервис на всю территорию России планируется в течение года. С момента запуска сервиса в опытную эксплуатацию к нему подключилось уже более пяти тысяч предпринимателей.
Базовая функциональность "Личного кабинета налогоплательщика ИП" во многом совпадает с возможностями аналогичного сервиса для юридических лиц, но разработана с учетом потребностей этой категории налогоплательщиков. Сервис также предоставляет возможность ИП подобрать наиболее подходящую систему налогообложения и воспользоваться калькулятором для расчета налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.
- Как предпринимателю подключиться к сервису?
- Авторизоваться можно одним из двух способов: с помощью логина и пароля либо с помощью ключа электронной подписи/универсальной электронной карты. При этом пара логин и пароль - те же реквизиты доступа, которые используются для входа в сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц". Оба способа не требуют личного визита в инспекцию для получения реквизитов доступа. Если ИП не подключен к "Личному кабинету налогоплательщика для физических лиц" и не имеет сертификата ключа ЭП, то в ближайшем будущем он сможет получить логин и пароль для доступа к сервису в любой инспекции, независимо от места постановки на учет.
- Будет ли пользователю доступен весь функционал сервиса при авторизации с помощью логина и пароля?
- Пользователи, авторизованные с помощью сертификата ключа ЭП, получают более широкий спектр возможностей. Функции просмотра сведений из информационных реестров о состоянии расчетов с бюджетом и направления обращений в налоговый орган в произвольной форме будут доступны обеим категориям пользователей, а направлять в налоговые органы заявления и иные документы, требующие подписания усиленной квалифицированной ЭП, смогут только пользователи, авторизованные с помощью ключа ЭП. Поэтому для получения полного доступа к функциям сервиса необходимо войти с ключом ЭП.