20.05.2015 20:51
Культура

Аукцион Sotheby's выставил на торги рукописи Чайковского

Аукцион Sotheby’s выставил на торги рукописи композитора
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №107 (6678)
В Лондоне на аукционе Sotheby's 28 мая будет продана коллекция манускриптов Петра Чайковского. На торги выставляются три лота (303, 304 и 305) - эскизы оркестровой Сюиты №2, op.53 (32 страницы), автограф на память "Колыбельной песни", ор. 16, и письмо Чайковского к издателю Эмилю Хацфельду в Лондон от 10 июня 1893 года (за три с половиной месяца до смерти). Общая оценочная стоимость трех лотов составляет 361 200-434 600 евро.
Читать на сайте RG.RU
В Клину отметили день рождения Чайковского по старому стилю

В этот же день на торгах представят и нотные автографы Берлиоза, Дворжака, Листа, Малера, Прокофьева, Скрябина, Рихарда Штрауса и др. Между тем, наибольшую ценность по оценкам экспертов представляет именно нотная рукопись эскизов оркестровой сюиты №2 Петра Чайковского. Этот автограф известен специалистам, а копия его имеется в фонде рукописей в Доме-музее Чайковского в Клину.

Как выяснилось, еще несколько лет назад владелец предлагал музею приобрести рукопись, причем, за более скромные деньги. Но ни тогда, ни сегодня, в год 175-летия Чайковского, денег не нашлось. И скорее всего бесценные автографы Чайковского уйдут с молотка в какую-нибудь западную коллекцию.

Общая стоимость трех лотов составляет от 361 200 евро до 434 600 евро

Спасти ситуацию могла бы заинтересованная позиция власти или частного бизнеса - вернуть рукописи Чайковского в Россию. Как, скажем, это было с архивом Андрея Тарковского, выкупленным властями Ивановской области, с коллекцией Ростроповича-Вишневской, переданной Алишером Усмановым Константиновскому дворцу, и др. Ситуацию прокомментировала крупнейший специалист по наследию Чайковского Полина Ефимовна Вайдман.

Как часто всплывают автографы Чайковского на аукционах?

Полина Вайдман: Довольно часто, но в основном мелкие вещи: мелкие автографы, отдельные письма. У нас в фондах все, что продается, есть в копиях, потому что музей собирал коллекцию рукописей Чайковского больше ста лет. На Sotheby's будут выставлены эскизы Второй оркестровой сюиты, музыкальный автограф и небольшое письмо Чайковского к деятелю Лондонского филармонического общества Эмилю Хацфельду.

Как-то я работала с Указателем в библиотеке Московской консерватории, и в одной из партитур Чайковского нашла его записку в библиотеку, где Чайковский просит, чтобы ему для гастролей в Кембридже выдали голоса "Франчески да Римини". А в письме, которое продается на Sotheby's, Чайковский как раз обращается с просьбой к Хацфельду найти эти голоса и послать обратно в Москву, потому что он забыл их в Лондоне.

В чем ценность автографов эскизов сюиты Чайковского для музейной коллекции?

Полина Вайдман: Существует некий комплект, составляющий творческий процесс композитора. В данном случае это рукопись, по которой происходит становление текста. У нас вообще в стране нет рукописей этого этапа творческой работы над произведением. Хотя в каких-то случаях такие рукописи бесценны для понимания творческого процесса. В этом эскизе сюиты даже инструментовка есть.

175-й день рождения Чайковского отпраздновали сенсациями

Стефан Цвейг, который коллекционировал манускрипты, писал: когда заканчивается процесс, сам художник не может объяснить, как это происходило. Только рукопись может это донести. У Цвейга была рукопись Чайковского - фрагмент Концертной фантазии. Несколько лет назад она была выставлена на торги, и вся общественность в России и в Германии говорили об этом. Но когда мне прислали из Штутгардта копию, я поняла, что это не рукопись Чайковского, а переписанная копия. И рукопись сняли с торгов.

Как сегодня собираются архивы русских композиторов, разбросанные по миру и частным коллекциям?

Полина Вайдман: К сожалению, никто у нас не занимается тем, чтобы собирать или систематизировать архивы русских композиторов. Вы, например, не найдете, где и какие рукописи хранятся у Римского-Корсакова. Архив Рахманинова разделен между Россией и США. Глинка уехал в Германию и увез с собой архив. Однако на Западе еще с XIX века, когда в Европе впервые продавался архив - это был архив Бетховена, поняли, что рукописи композитора имеют материальную ценность. Архив Моцарта был в те времена рассеян, и Кехель создал новый жанр: формирование списка сочинений и всего, что можно было в тот момент узнать о Моцарте. Архив Моцарта и сегодня рассеян по разным хранилищам, но в Моцартеуме, находящемся в Зальцбурге, есть все копии его манускриптов, причем в электронном виде.

На Западе вообще все архивы выложены в электронное пользование. Там есть целые институты Баха, Бетховена, Моцарта, Шумана, Шопена. И я давно предлагала создать такую электронную базу, чтобы Чайковский стал открытым для мира. И если говорить о создании исследовательского института Чайковского, на основе архива и всей базы, которая уже наработана, то, конечно, он должен быть в Клину.

Классика