21.05.2015 15:19
Экономика

В Крыму половину автобусов переведут на газ

За два года половину автобусов в Крыму переведут на газомоторное топливо
Текст:  Юлия Суконкина (Симферополь)
Российская газета - Экономика Крыма: №0 (6678)
Крымское правительство утвердило государственную программу РК "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015-2017 годы". Согласно этому документу, через два года 50 процентов городских и 30 процентов междугородних автобусов должны перейти на экологически чистый вид топлива - природный газ. Сами автоперевозчики не в восторге от грядущих новшеств.
Читать на сайте RG.RU

Карета на метане

В Крыму создадут собственный "Ё-мобиль"

Кроме общественного транспорта перевести на газомоторное топливо планируется машины, обслуживающие жилищно-коммунальное хозяйство - не менее 50 процентов таковых, а также около 30 процентов строительного транспорта, машин бюджетных организаций, в том числе кареты скорой помощи, и сельхозтехнику.

Разработчики программы пояснили, что постепенный переход крымского автопарка на альтернативное экологическое топливо необходим в связи с огромным количеством машин и ухудшением экологической ситуации. Это мировая тенденция, например, в Южной Корее 95 процентов муниципальных автобусов работают на компримированном природном газе. Ежегодно растет число такого транспорта и в России, по этому показателю страна занимает 16-е место в мире.

На реализацию этой программы Крыму понадобится 5,2 миллиарда рублей: 270 миллионов- средства республиканского бюджета, 1,7 миллиарда - федерального, 120 миллионов - муниципальных образований, еще три миллиарда рублей - внебюджетные средства. На эти деньги в том числе планируется купить 902 машины, работающие на газе, и ввести в эксплуатацию четыре автозаправочные станции и десять передвижных АЗС.

Экономичный выхлоп

Газомоторное топливо дешевле бензина в среднем на 40 процентов, дизтоплива - на 60 процентов. Так, на крымских АЗС цена бензина А-95 - 39 рублей за литр, дизтоплива - 35, пропан-бутана - 21,40, метана - 15.

- Значит, будет существенная экономия бюджетных средств на топливе, - говорит сопредседатель республиканской общественной организации "Крымские инновационные технологии" Михаил Демурия. - Кроме того, выхлоп от газа гораздо чище, чем от бензина или дизтоплива, соответственно, это улучшение экологии в городах.

Правда, необходимо отметить, что газовые автомобили обычно дороже дизельных аналогов. Например, в России стоимость газовых автобусов выше дизельных на 10-20 процентов, а удорожание спецтехники составляет от 10 до 30 процентов.

Таксисты Крыма получат разрешения к новому курортному сезону

Однако, несмотря на более высокую стоимость, газовые машины окупаются быстрее дизельных. Газобаллонный самосвал "КамАЗ" окупается на два месяца быстрее дизельного при одинаковых условиях эксплуатации.

В Крыму созданы предпосылки для развития газификации автотранспорта: газозаправочные станции есть во всех крупных городах полуострова. В то же время сельскохозяйственные районы республики не в полной мере охвачены сетью автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Поставщиком газомоторного топлива в республике являются ГУП РК "Черноморнефтегаз" и ГУП РК "Крымгазсети".

При этом АЗГС в 2014 году востребованы в среднем только на 18,4 процента от проектной мощности из-за малого количества газобаллонных автомобилей в Крыму.

Неподъемное топливо

Разработчики госпрограммы "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015-2017 годы" считают, что для обновления изношенного автопарка целесообразно закупать газовую технику заводского производства. Ведь перевод на компримированный природный газ грузовой и автобусной техники, находящейся в эксплуатации 8 лет и больше, потребует больших денежных затрат.

Отметим, что один из пунктов этого документа предусматривает и обязательное условие для участия в конкурсах автоперевозчиков, обслуживающих регулярные рейсы на городских и пригородных автобусных маршрутах, требований об использовании транспорта на газомоторном топливе. Но когда эта норма вступит в силу, в документе не сказано. При этом можно предположить, что коммунальным и государственным автотранспортным предприятиям расходы на покупку или переоборудование автобусов под газовое топливо компенсируют из бюджета, а частникам это придется делать за свой счет.

Гости Крыма могут прокатиться на самых старых в мире троллейбусах

- Эта госпрограмма предусматривает покупку автобусов на газомоторном топливе в лизинг. Его условия: ставка не 14 процентов, как в банке, а восемь, - говорит директор ПАО "Керченское АТП" Игорь Чистяк. - Но даже низкая ставка не делает выгодной такую покупку. Например, автобус ПАЗ стоит около четырех миллионов рублей, а на газомоторном топливе точно такой же автобус по лизинговой программе - пять миллионов. Получается, что цена газомоторного оборудования - один миллион рублей! Я думаю, что она завышена раз в пять. Автоперевозчикам не выгодно покупать такую машину.

Пока большинство автоперевозчиков не имеют финансовой возможности переоснастить или купить новый транспорт под газовое топливо. Они считают, что, если в условия конкурса на пассажирские перевозки включат пункт об обязательном наличии автобусов на газомоторном топливе, многие игроки будут вынуждены уйти с рынка. А их место займут коммунальные и государственные перевозчики, которым за бюджетный счет помогут выполнить это условие.

Как стало известно "РГ", в 2015 году в Симферополе планируют создать государственное унитарное предприятие, которое займется автоперевозками на городских маршрутах крымской столицы.

Комментарий

Павел Шперов, глава подкомитета Госсовета РК по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу:

- Сейчас разрабатывается механизм реализации этой программы - кому и за счет каких средств будут компенсировать перевод транспорта на газомоторное топливо. Эта программа нужна Крыму, поскольку перевод транспорта на газ - это мировая тенденция. Источники финансирования будут разные, в том числе и лизинговые программы. Перевод бюджетных авто на газомоторное топливо позволит сэкономить бюджетные средства. Коммунальным предприятиям это тоже выгодно, ведь стоимость газового топлива гораздо ниже.

Транспорт Республика Крым Крым