20.05.2015 23:00
Культура

Ежи Штур привез в Россию свой новый фильм

Известный польский актер и режиссер везет в Россию свой новый фильм
Текст:  Ариадна Рокоссовская
Российская газета - Федеральный выпуск: №107 (6678)
В Москве стартует восьмой по счету фестиваль польского кино. Как рассказал "РГ" организатор фестиваля Петр Скульски, ставший традиционным киносмотр пройдет с 21 по 28 мая в двух московских кинотеатрах.
Читать на сайте RG.RU
Каннский фестиваль заговорил о времени - неумолимом и неотвратимом

"В кинотеатре "Пять звезд" на Павелецкой будут демонстрироваться фильмы из конкурсной программы, а в "Иллюзионе" - ретроспектива фильмов Ежи Штура и остальная часть программы. Мы специально их разделили. Ежи Штур приедет в Москву, чтобы представить свои фильмы, и самым симпатичным моментом фестиваля будет его встреча со зрителями", - сообщил Петр Скульский. Он также заметил, что, как и в прошлом году, вход на все киносеансы будет бесплатным. В этом году российскому зрителю представится возможность увидеть самые важные польские ленты сезона 2014/2015. Это и оскароносная "Ида" Павла Павликовского, и "Песни пьющих" Войцеха Смажовского, и "Боги" Лукаша Пальковского. В конкурсной программе можно будет посмотреть новый фильм Ежи Штура "Гражданин". Любимый российскими зрителями актер и режиссер рассказал "РГ", что планирует смотреть его вместе с московскими зрителями.

- Фильм "Гражданин" о вашей жизни в социалистической Польше заявлен как трагикомедия. Создается ощущение, что это ваш излюбленный жанр - затрагивать важные темы с присущим вам чувством юмора.

Ежи Штур: Я не знаю, так ли важна эта тема... Пожалуй, да, ведь этот фильм в кинотеатрах в Польше посмотрело полмиллиона зрителей. Это картина о буднях Польской народной республики, о выборах дорог, об опасностях, которые нас подстерегали. Но показать все это я старался таким образом, чтобы над этим уже можно было посмеяться, улыбнуться, не предъявлять претензий и, не жалеть о тех временах. Это была наша жизнь - жизнь моего поколения, тех, кому сегодня около 60 лет. И ведь это была интересная жизнь! Я, например, свои первые шаги на актерском поприще сделал в 1953 году под бюстом Сталина. Читал стихотворение. А заканчивается все в свободной стране, с паспортом которой я могу свободно ездить по Европе. Все то, что мы пережили - большое достижение. И это я хотел показать. Ну, и заодно посмеяться над нашими слабостями, политической наивностью. Что касается жанра - да, мне интересно работать на границе жанров - комедии, драмы. Я долго работал в кино Италии, и это их манера, например, Федерико Феллини, Роберто Бениньо. Мне это нравится.

- Ваш фильм "Хоровод", который также можно будет увидеть на фестивале, снимался в 2007 году, когда в Польше проходила люстрация, и в нем присутствует эта тема. Теперь - "Гражданин", который может показаться ностальгическим. Вы снимаете кино на темы, которые вызывают разногласия в польском обществе. Какова реакция на них польских зрителей?

Ежи Штур: Люди хорошо приняли ленту "Гражданин", ведь он и об их жизни. Несколько дней назад ко мне подошла незнакомая женщина и сказала: "Я так благодарна вам за этот фильм! Вы показали непреднамеренные ошибки моих родителей! Как, почему они вступали в партию!" Я был совершенно счастлив. А с другой стороны, меня очень сильно критикуют. В национал-патриотических кругах мне предлагали уезжать из Польши, раз мне тут так не нравится. Один польский зритель в Германии на фестивале в Висбадене обозвал меня "красным агентом", когда я сказал, что те годы - это моя жизнь, моя молодость, моя любовь, мой личный выбор, образование, между прочим, очень хорошее. Большая часть зрителей, правда, вообще не поняла, о чем речь, ведь это было за границей.

Минкультуры определит лучшие кино- и телепроекты, достойные поддержки

- Пан Ежи, российскому зрителю вы больше знакомы как актер. Вспомним хотя бы ленты "Сексмиссия, или Новые амазонки" и "Ва-банк". А тем временем вы уже много лет снимаете кино. Что заставило вас сменить профессию?

Ежи Штур: Вы знаете, с возрастом приходит потребность что-то сказать людям. Я говорю постоянно - фильмом, спектаклем, своими книгами. Это мною движет. Но ответственность актера, особенно в кино, ограничена. Ты отвечаешь только за свой участок. А хочется - за все! Поэтому я стал режиссером. И если бы сегодня мне представилась возможность вернуться в 1994 год, когда я принимал это решение, я бы ничего не изменил. Да, в моей актерской карьере все складывалось прекрасно, и, кто знает, если бы я занимался только этим, возможно, я бы стал одним из лучших актеров Европы… Но теперь у меня есть что-то свое, что-то, чем я могу делиться с людьми. И они меня за это вознаграждают.

- Ваш сын Мачей Штур - известнейший актер, бесспорная звезда польского кино. В фильме "Гражданин" он играет вас в молодости. Похож?

Ежи Штур: Это пусть решит зритель. Поначалу, когда он встал на актерскую стезю, я волновался за него очень сильно, ведь я преподаю нашу профессию и знаю ее не понаслышке. Как педагог, глядя на его работы, я пытался указывать ему на недостатки. Но молодые не любят, когда им делают замечания, они плохо переносят критику. Я несколько раз снимал сына в своих фильмах, снимался с ним в картинах других режиссеров, и, должен признать, что он сдал даже мой суровый экзамен.

- Вы неплохо знаете российскую публику. Чего вы ждете от этой поездки?

Ежи Штур: В Польше была некая дискуссия, стоит ли мне ехать в Москву. Я считаю, что стоит. Там мой зритель, там люди, которые дали мне столько сердечности, радости, прекрасных слов о моем творчестве! Я не могу их упустить. Кроме того, я был убежденным сторонником организации фестиваля "Висла". Я убеждал, писал в правительство, что зрители в России нас любят, но не могут смотреть наши фильмы. Бил в набат: что произошло после 1989 года? Почему наше кино пропало с российских экранов? И как же сейчас не принять участие в фестивале, за который я так бился! Тем более что мне очень хочется вместе с российскими зрителями посмотреть фильм "Гражданин". Когда я показывал его в странах бывшего социалистического блока, например, в Эстонии, на Украине, зрители понимали каждый нюанс, каждую шутку, каждую абсурдную ситуацию. Мы все пережили те абсурдные времена тотальной несвободы, и я уверен, что и россиянам мой фильм понравится. Так что я с нетерпением жду встречи с российскими зрителями. Сяду в зрительном зале и буду наблюдать за их реакцией. Приходите, посмотрим вместе!

Мировое кино