Заступить на охрану общественного порядка готова и ЛДПР. Ее лидер Владимир Жириновский заявил: "Вместе с другими партиями мы бы тоже с удовольствием поучаствовали в создании таких дружин". По мнению политика, организация добровольных дружин из местных жителей может быть полезной инициативой, "но они не должны превратиться в силовое крыло той или иной политической силы".
Инициаторы "партийного" патрулирования подчеркивают, что о воссоздании добровольной народной дружины советского образца речь не идет. Советские дружинники ходили вдоль забора того предприятия, где они работали. Потому что принцип дружины был территориально-производственный. Охраняли промзону у ворот, охраняли объекты транспорта, на котором привозили рабочих к станкам. То есть охраняли не свое. Не свою землю, не свою дорогу, не свой интерес. Теперь же гражданин, вступивший в дружину, будет охранять свой подъезд, свой двор, свою машину, своего ребенка, свою автостоянку, свою дорогу, по которой ходит его жена, возвращаясь с работы.
Впрочем, не стоит думать, что народные дружины имеют исключительно советскую родословную. Участие населения в охране общественного порядка в России началось еще в ХIХ веке. Первые добровольные дружины были созданы в Москве в 1881 году. Их задачей было оказывать содействие полиции в поддержании порядка "при проездах Высочайших Особ". В советское время добровольные народные дружины стали самой массовой общественной организацией, оказывающей, как официально считалось, содействие милиции. В эпоху перестройки люди в красных повязках исчезли с вечерних улиц, а в начале 90-х вновь появились. Причем, опять Москва здесь подала пример. В марте 1993 года было создано государственное учреждение - Московский городской штаб народной дружины, которому было поручено сформировать отряды во всех административных округах. Специальным законом, принятым Гордумой, были определены основные задачи и функции Московской городской народной дружины, ее структура и организация деятельности, финансирование и материально-техническое обеспечение, а также правовой статус народного дружинника, меры его морального и материального стимулирования. В Кодекс города Москвы об административных правонарушениях была введена норма, устанавливающая административную ответственность за неповиновение законному распоряжению народного дружинника.
Принятый в апреле 2014 года Федеральный закон "Об участии граждан в охране общественного порядка" установил единые правила для добровольного участия граждан в охране общественного порядка - от содействия правоохранительным органам до работы в народной дружине. Стать дружинником или внештатным сотрудником полиции может гражданин России старше 18 лет, не имеющий судимости. Кроме того, у кандидата не должно быть административных правонарушений за последний год. Закон запрещает привлекать граждан к мероприятиям, опасным для жизни, например, к пресечению массовых беспорядков. Патрулировать улицы дружинники могут только в присутствии полицейских.
Представители МВД говорят, что сомневаться в дееспособности полицейских подразделений нет оснований. И приводят тому доказательства. В 2014 году, например, силами столичной полиции было достигнуто значительное снижение уровня преступности. Почти на 11 процентов совершено меньше убийств, на 5,6 - умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, на 17,1 снизилось количество грабежей, на 18,2 - разбойных нападений, на 8,9 - краж с проникновением в жилище. Другое дело, что зафиксированный ведомственной отчетностью спад преступности не дает права успокаиваться и не исключает участия народных дружинников в поддержании общественного порядка - работы всем хватит.
Вообще-то народная дружина - в определенном смысле серьезная подмога. Дружинник - это всегда свидетель и очевидец. Если дело дойдет до суда, его показания будут очень важны для выяснения истины по делу.
Что же касается партийных патрулей на улицах Москвы, то эта инициатива вряд ли вызовет возражения у городских властей. Любая партия вправе снаряжать своих добровольцев на охрану общественного порядка. Лишь бы только такие дружины не становились партийной опричниной.