22.05.2015 00:09
Культура

В Музее личных коллекций покажут картинки из детства

Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Столичный выпуск: №109 (6680)
"Сказочники". Книжная графика Владимира Конашевича, Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций, Волхонка, 8. До 28 июня 2015 года.
Читать на сайте RG.RU
В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка "Сказочники"

На первый взгляд, эта выставка - приглашение в детство. Не какое-то абстрактное детство вообще, а в твое собственное, в котором Муха-Цокотуха, или Спящая красавица из одноименной сказки Шарля Перро, или Стойкий оловянный солдатик Андерсена приходили со страниц тоненьких книжек именно с этими "картинками". Но поскольку выставка объединяет известных художников разных поколений, работавших с детской книгой, то получается, что, придя на выставку, ты покупаешь билет в детство еще и своих родителей, если не бабушек и дедушек. Конечно, это билет в очень идеализированное детство - сказочно-волшебное, но отнюдь не лишенное примет времени. Достаточно, взглянуть на рисунок Конашевича 1954 года для последней страницы книжки Чуковского "Телефон", чтобы обнаружить портреты всех возможных моделей телефонов на тот момент. В том числе из далекого прошлого… С рожком-трубочкой, что следовало приставить к уху, ручкой сбоку, которую нужно было крутить, чтобы соединиться с телефонисткой, чтобы сказать ей нужный номер… В общем, очень смахивает на старинную кофемолку. А рядом - последний писк - аккуратный аппаратик с диском для набора. Сейчас только в кино и в музее его можно увидеть.

23 мая Мультимедиа Арт музей проведет вторую "Ночь в музее"

Впрочем, поиск примет времени и исторической достоверности в иллюстрациях к сказкам и детским книгам - сюжет вполне себе сюрреалистический. Для многих художников детской книги, пожалуй, детские сказки были последней относительно "нейтральной" территорией, где вольному дыханию фантазии было позволено избегнуть тотального идеологического диктата. Разумеется, не всегда и не всем, если вспомнить расстрелянную в 1937 художницу Веру Ермолаеву, поводом для ареста которой стали иллюстрации к поэме Гете "Рейнеке-лис". Конечно, от детских книг ждали того, что они подготовят детей к "будущей трудовой деятельности", и эта "прикладная" задача ставилась перед иллюстраторами детских изданий и в 1920-е, и в 1970-е годы. Просто если в 1924 Чуковский сочинил бессмертный "Телефон", то в 1970-е выходили познавательные книжки, например, Анатолия Маркуши ("Океан начинается с капли" и другие, их как раз иллюстрировал Кабаков). Понятно, что без иллюстраций представить мир электричества, "производства стали" и "изделий из проката" детям было бы не под силу. Тем не менее, пространство страниц детских книг открывало еще и окошко в огромный мир культуры прошлого разных стран. Более того. Достаточно посмотреть французские народные песенки в иллюстрациях Конашевича ("Сюзон и мотылек", 1959) или сказки братьев Гримм с его же рисунками, или давнюю, 1954-1955 "Золушку" Шарля Перро, чтобы почувствовать в них живое обаяние, казалось бы, давно канувшего в Лету, "Мир искусства". Нет, не случайно в далеком 1922 году 34-летнего Владимира Конашевича Александр Бенуа пригласил участвовать в выставке "мирискусников". Тогда же Конашевич, от иллюстраций которого к стихам Фета, повести "Первая любовь" Тургенева, "Белым ночам" Достоевского", рассказу "Красный смех" Андреева, были "в совершенном опьянении все книгоиздательства Петрограда", был принят в члены "Мира искусства".

На какие крымские музеи стоит обратить внимание гостям полуострова

Это соединение двух противоположных традиций: мечтательного пассеизма Серебряного века с утопической задачей подготовки к жизни будущих строителей коммунизма - дало неожиданные плоды в будущем. Если говорить не о об обещанном коммунизме, а об истории искусства, конечно. Дело в том, что школу детской книги Конашевича так или иначе прошли те художники, которых потом причислят к "московскому романтическому концептуализму". Речь идет прежде всего о Илье Кабакове и Викторе Пивоварове, но также и о Эрике Булатове и Олеге Васильеве (у которых свои непростые отношения с концептуализмом). Все они в 1960-1980-х "для заработка" работали с детскими издательствами. В результате выставка наглядно демонстрирует, как именно на страницах детских книг встретились "мир искусства" и "московский концептуализм". Драматизма этой встрече не занимать - не стоит ломиться в открытую дверь, доказывая, что речь отнюдь не шла о пресловутой "преемственности поколений". Напротив, один из захватывающих сюжетов этой выставки - наблюдать, как, например, у Виктора Пивоварова из одиноких мечтателей сказок Андерсена рождается их альтер эго уже в концептуальных проектах, и из рисунков Кабакова к познавательным книжкам - сюжет о мечтателе, улетевшем в космос через дыру в потолке коммуналки…

Но и это еще не все. Впервые на выставке можно увидеть рисунки к "Атласу переливания крови", над которым Конашевич работал в блокадном Ленинграде. Эти иллюстрации выставлены вместе с хирургическими инструментами 1920-1940-х годов. И вот эта часть, которую обнаруживаешь уже на выходе, превращает выставку в многослойный концептуальный проект. Между прочим, по четвергам, средам и субботам к выставке обещаны лекции, мастер-классы и экскурсии. С игрой "дизайн-квест", с выступлениями поэтов и художников, и даже с лекцией об истории переливания крови…

Живопись