26.05.2015 13:59
Экономика

Смольный решил сэкономить на кластерах

Смольный меняет кластерную стратегию
Текст:  Мария Голубкова
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №111 (6682)
Петербургские власти отказываются от инженерной подготовки территорий и других подобных мер развития кластерной экономики. Часть экспертов полагает, что эта позиция временная и связана с экономикой сегодняшнего дня, другие предпочитают видеть принципиальный подход. Точки зрения изучала корреспондент "РГ".
Читать на сайте RG.RU
Эксперты назвали условия успеха в создании промышленных кластеров

На заре формирования кластеров Смольный был готов создавать для новых инвесторов почти сказочные условия. К примеру, первые резиденты автокластера принесли в Северную столицу "отверточное производство" и получили переходный налоговый период до 1 июля 2018 года, когда предприятия смогут выйти на самоокупаемость. Однако такие преференции себя не оправдали, считают чиновники, хотя уровень локализации, к примеру, Hyundai и Nissan превысил 40 процентов.

В 2010 году правительство Северной столицы занялось созданием фармкластера и пообещало вложить в подготовку территорий площадью в 14 гектаров промзоны "Пушкинская" порядка 630 миллионов рублей. Бюджетные инвестиции планировалось направить на обеспечение транспортной доступности, электро-, тепло-, газо-, водоснабжения. Первые четыре соглашения даже были подписаны в рамках Петербургского международного экономического форума, однако на практике оказалось, что чиновники не готовы вкладывать "живые деньги".

В наиболее выгодном положении сейчас находятся представители ИТ-кластера, для которых не требуется серьезного оборудования

- К сожалению, те льготы, которые были задекларированы для инвесторов, осуществляющих проекты в рамках кластера, сегодня недостаточны. Это относится как к технической стороне вопроса, например, подключение к инженерным сетям, что очень важно на активной инвестиционной фазе, так и к налоговым льготам, - полагает глава одной из фармацевтических компаний Петр Родионов. - Последние вступают в силу с момента ввода промышленного объекта в эксплуатацию, в то время как поддержка более всего необходима компании именно в период реализации проекта. С одной стороны, задекларированные механизмы поддержки есть, но, с другой стороны, воспользоваться ими сложно хотя бы потому, что это новые меры и еще нет опыта по их применению.

Фармкластер избавит Петербург от импортозависимости за 1,5 года

По мнению Родионова, эффективным шагом могло бы стать комплексное сопровождение проектов со стороны властей, что помогло бы бизнесу максимально эффективно использовать все доступные инструменты. В теории эту роль может взять на себя созданный в Петербурге в конце прошлого года Центр кластерного развития (ЦКР). Однако его основные возможности - информационного характера. К примеру, как сообщила руководитель отдела по работе с кластером медицинской и фармацевтической промышленности Елена Петрова, сейчас на уровне города еще нет полной картины: неизвестно, какие компании формируют кластер, что они производят, необходимо также выделить способы кооперации между ними, определить, в какой поддержке они нуждаются. За сертификацией, R&D-исследованиями, испытаниями препаратов компании пока не обращались - это работа следующего этапа, она требует соответствующей инфраструктуры. Однако проблема заключается как раз в том, что высокотехнологичные производства требуют серьезных затрат на начальном этапе становления проекта.

- Такие вопросы возникают с определенной периодичностью, - рассказал заместитель директора ЦКР Сергей Аверин. - Кому-то нужен центр испытаний, далее на его базе может быть организован центр сертификации оборудования по регламентам ЕС. Но финансирование капитальных вложений - инженерной подготовки территорий, строительства, приобретения оборудования - на данный момент, то есть в 2015 году, не производится. Это позиция государства , которая исходит из общей экономической ситуации - в приоритет поставлена социальная политика, и это требует отвлечения определенных средств, но спрос на подобные инструменты остался. Есть субсидирование процентов по кредитам, в том числе по капитальным вложениям и ремонту, но сегодня это все.

В Петербурге создали "молодильный" лимонад и кексы от диабета

Следует заметить, что "Технопарк Санкт-Петербурга", в который входит ЦКР, предлагает городу новые модели поддержки таких производств - коллективные инжиниринговые центры, центры прототипирования. Эта инфраструктура должна в разы снизить затраты начального цикла - от НИОКР до создания прототипа или пилотного продукта. Финансирование таких проектов можно получить за счет федеральных программ, но городское правительство заняло неопределенную позицию и не спешит их утверждать.

Небольшим компаниям также существенно могло бы помочь финансовое участие государства, которое, в конце концов, может получать от этого прибыль. Недавно на такую возможность обратил внимание вице-губернатор Сергей Мовчан.

- Город может получать выгоду не только в виде налогов и рабочих мест, - заявил он. - Мы будем зарабатывать, вступив в создаваемый бизнес на уровне стартапа.

Пожалуй, в наиболее выгодном положении сейчас находятся представители ИТ-кластера, для которых не требуется серьезного оборудования.

Как рассказал представитель одной из компаний отрасли Валентин Макаров, фактически этот кластер сложился без участия государства - в начале 1990-х годов из небольших компаний, создаваемых выпускниками вузов или инженерами, покидавшими оборонные предприятия. Сейчас в нем занято не менее 400 компаний и 20 тысяч разработчиков программного обеспечения.

Объем экспорта предприятий кластера в 2014 году составил более 850 миллионов долларов США.

Правительство создаст новые туристско-рекреационные кластеры

- До настоящего времени поддержка города ИТ-кластеру состояла по большей части в пиаре и административных мерах, но она никак не проявлялась в выделении финансирования, - добавил Макаров. - В конкурирующих с Россией странах обычно это делается через выделение средств на НИОКР, стимулирование потребления продукции кластера городскими органами власти и подведомственными учреждениями, поддержку системы переподготовки кадров и международного маркетинга.

Возможно, систематизировать эту работу поможет один из проектов ЦКР - создание и внедрение информационно-аналитической системы "Инфокластер", в которой будет реализован большой блок данных: доля малого и среднего бизнеса, численность работников, оборот и выручка, экспортная или потенциально экспортная продукция, аналоги импортной продукции - импортозамещение. Сбор информации планируется завершить к середине лета, и, возможно, полная картина поможет наладить адресную финансовую помощь.

- Нам нужно переходить на следующий уровень, а без определенных финансовых вложений эта цель достижима, но не скоро. Есть проекты в высокой степени проработки, но осуществить их только на частные инвестиции будет крайне сложно, - добавил Сергей Аверин. - Я считаю, что это должна быть государственная политика, а город путем софинансирования подтверждает приоритетность определенных направлений, предварительно их оценив.

Прямая речь

Антон Зарубин, проректор по информатизации СПбГУТ:

- Идея создания системы кластеров изначально нацелена на поддержку развивающихся высокотехнологичных отраслей, и в целом ее реализация является серьезным подспорьем как для стартапов, так и для крупных компаний, интересующихся выгодными условиями ведения деятельности в регионе. Как и любая другая идея, реализующаяся в естественных экономических условиях, она нуждается в регулярном пересмотре и уточнении способов реализации. В текущей ситуации для развития технологических кластеров было бы целесообразно ориентироваться не только на инженерную подготовку территорий и приобретение оборудования, но и на включение в деятельность кластеров посредством соответствующих субсидий вузов региона, зачастую имеющих инфраструктуру и оснащение для проведения НИОКР, а также группы молодых специалистов, способных к проведению таких работ.

Крупные компании Инновации Инвестиции Санкт-Петербург Северо-Запад