Номер не пройдет
Соотношение цены и качества в калининградском министерстве по туризму называют одним из основных факторов, который повысил туристическую привлекательность региона. Кроме того, в минтуре говорят о разработке новых маршрутов, развитии индустрии гостеприимства в приморских городах, совершенствовании инфраструктуры. По информации областных властей, со 2 по 10 мая в самый западный российский регион приехали 32,4 тысячи туристов. Загрузка гостиничного фонда составила 90 процентов.
Одну из главных достопримечательностей Калининграда, Кафедральный собор, в день посещали больше 500 человек. За майские праздники объект принял порядка пяти тысяч гостей.
- Мы провели большое количество мероприятий, концертов, подготовили насыщенную музыкальную программу, - делится информацией исполняющий обязанности художественного руководителя Кафедрального собора Аркадий Фельдман. - Это стало одним из факторов привлечения такого большого числа посетителей.
Традиционно пользовался популярностью и Музей янтаря в Калининграде, который принял порядка 14 тысяч человек. Это на три тысячи гостей больше, чем в мае прошлого года. В учреждении культуры отметили, что основную часть посетителей составили россияне.
Самый жаркий в прямом и переносном смысле сезон Калининградскую область ожидает летом. К традиционным пляжным туристам добавятся событийные путешественники. Ведь в регионе в 2015 году впервые пройдут два масштабных мероприятия: "Голосящий КиВиН" в июле и музыкальный рок-фестиваль KUBANA в августе.
- Вопрос, сможем ли мы оказать гостям достойный прием, остается открытым, - рассуждает калининградский бизнес-консультант Олег Скворцов. - В частности, наш аэропорт Храброво сейчас не готов к увеличению туристического потока, он и с текущей загрузкой справляется с трудом. Там постоянно идут реконструкции, которые в будущем, возможно, позволят исправить ситуацию. Но пока в Храброво часты столпотворения, особенно в нелетную погоду.
Отдельно следует поговорить о номерном фонде. Как отмечает Олег Скворцов, ситуация, когда среднегодовая загрузка отелей составляет 30 процентов, а в сезон показатель достигает 110 процентов, для Калининградской области является нормальной. При этом по качеству гостиничных услуг регион проигрывает соседям - Польше и Литве. В этих государствах отели и гостевые дома, как правило, привлекают сотрудников на постоянную работу. А индустрию гостеприимства российского эксклава чаще представляют сезонные работники, не заинтересованные в повышении квалификации.
- В связи с предстоящим ростом туристического потока необходимо думать, как увеличить номерной фонд, - продолжает Олег Скворцов. - Параллельно, как мне кажется, следует развивать культурно-исторический туризм, организовывать события, которые помогут заинтересовать туристов в низкий сезон. Если гостиницы осенью и зимой не будут пустовать, у области появится больше шансов привлечь инвесторов в эту индустрию.
Полный бренд
Санкт-Петербург, по информации туристического портала Travel.ru, интересует не только российских, но и иностранных туристов. Северная столица вместе с Москвой привлекли 85 процентов всех путешественников из-за рубежа, которые забронировали авиабилеты в Россию с января по август 2015 года. При этом число броней иностранцев выросло на 60 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
Серьезного дефицита номерного фонда в Северной столице эксперты не ждут. В городе работают, по состоянию на первый квартал, 76 гостиниц трех, четырех и пяти звезд, где насчитывается 16,5 тысячи номеров. Рынок бюджетных средств размещения представляют порядка 230 хостелов на 2,5 тысячи номеров, в которых единовременно могут разместиться 10 тысяч человек, говорится в исследовании петербургской управляющей компании Maris in association with CBRE.
Петербургской индустрии гостеприимства необходимо решить другую проблему. У Северной столицы нет целостного бренда, каждый туристический объект старается продвигать себя сам, отмечает Майя Петрова, руководитель практики "Недвижимость, Строительство и Девелопмент" санкт-петербургского офиса фирмы "Борениус". Это подтверждает одно из международных исследований, в рамках которого эксперты определили наиболее известные в мире бренды городов. Санкт-Петербурга в рядах лучших не оказалось.
Другая проблема связана с тем, что Северная столица для большинства туристов остается "городом одной поездки". Большинство гостей, побывав в Петербурге однажды, больше сюда не возвращаются.
По мнению генерального директора компании "ЭкспоФорум-Интернэшнл" Сергея Воронкова, при развитии города как дестинации необходимо учитывать направление бизнес-туризма. Ведь средний чек делового путешественника намного выше, чем гостя города, который приезжает отдохнуть. К тому же бизнес-туризм призван решить в Санкт-Петербурге проблему сезонности. И деловой гость, как правило, склонен к повторным поездкам.
- Однако городу не хватает комплексного подхода, развитой инфраструктуры, привлечения инвесторов, бизнеса, специалистов, способных генерировать больше деловых мероприятий, - отмечает Сергей Воронков.
Тем временем
Итоги майского отдыха российских туристов подвел сервис онлайн-бронирования отелей Oktogo.ru. В топ-10 городов России по числу броней вошли Калининград и Санкт-Петербург. Эксперты составили рейтинг на основании предпочтений россиян, которые путешествовали самостоятельно с 1 по 11 мая.
В то же время Travel.ru включил калининградский приморский город Зеленоградск в первую десятку курортов России, популярных для отдыха этим летом. А Калининград, Северная столица и Вологда вошли в топ-10 городов, где самостоятельные туристы чаще всего бронировали отели с 1 июня по 31 августа. Как отмечается в исследовании, отдых в России обойдется путешественникам в среднем в 3,2 тысячи рублей за сутки проживания. Это на треть дешевле, чем за рубежом.