Руководитель в данной ситуации не защищен так, как рядовые работники. И это не случайно, потому что именно собственник имущества должен принимать решение относительно того, кто будет вести его организацию в море бизнеса и кто будет отвечать за успех либо неуспех.
Но такое право получили не только собственники в частном секторе, но и представители органов государственной и муниципальной власти, которые фактически действуют как собственники, таковыми не являясь, ведь они только чиновники. Это дало им возможность оказывать давление на руководителей бюджетных учреждений. Зачастую решение об увольнении принималось произвольно, без учета интересов организации, а в некоторых случаях - исходя из корыстных интересов конкретных лиц.
Нам известно, как, например, в Самаре представитель одной из политических партий, внезапно получивший там пост мэра, расправлялся с директорами школ, которые занимали иную политическую позицию. Оспаривание таких увольнений в суде сводится, как правило, к проверке лишь соблюдения собственником организации процедуры расторжения трудового договора, но не его обоснованности.
Отмечу, что предоставленное нами право досрочно прекратить договор с руководителем без указания мотивов увольнения не должно означать, что собственник обладает неограниченной свободой при принятии такого решения и может действовать, не обращая внимания на законные интересы организации, а ее руководитель лишается гарантий судебной защиты от возможного произвола и дискриминации. Признавая право собственников решать вопрос о смене руководителей бюджетных учреждений, тем не менее мы считаем, что это право должно быть введено в определенные рамки, чтобы не превращаться в самодурство тех или иных персонажей. Поэтому группа депутатов Государственной Думы разработала закон, вносящий поправку в Трудовой кодекс.
Предусматривается, что для всех организаций должен быть установлен четкий порядок принятия решения о прекращении трудового договора с руководителем. В отношении унитарных предприятий, учреждений этот порядок будет определяться в зависимости от того, в чьей собственности они находятся: или правительством Российской Федерации, или уполномоченным органом исполнительной власти региона, или органом местного самоуправления. А в отношении других организаций порядок будет устанавливаться учредительными документами.
В постановлении Конституционного суда на данную тему сказано, что решение об увольнении руководителя учреждения может приниматься в целях предотвращения препятствий реализации и защиты прав и законных интересов собственника, а также интересов организации. Именно на это надо ориентироваться при выработке порядка принятия соответствующего решения.
Кроме того, напомню, что увольнение руководителя без объяснения причин предполагает предоставление ему защиты от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы. Так, например, предусмотрена выплата компенсации за досрочное расторжение трудового договора.
Надеюсь, что в весеннюю сессию законопроект о порядке увольнения руководителей организаций будет внесен в Государственную Думу, а в осеннюю сессию - принят. Уверен, что он поспособствует предотвращению злоупотреблений при увольнении директоров школ, главных врачей больниц и руководителей других бюджетных учреждений.