01.06.2015 01:10
Общество

Специалисты усовершенствуют конструкцию "Протона"

Названы причины аварии ракеты "Протон"
Текст:  Ксения Колесникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №116 (6687)
Причина аварии ракеты-носителя "Протон-М" носит не производственный, а конструктивный характер. Проблема - в рулевом двигателе третьей ступени. Теперь инженерам придется дорабатывать его конструкцию. Об этом заявил глава Роскосмоса Игорь Комаров.
Читать на сайте RG.RU

- Причиной нештатного завершения пуска ракеты-носителя "Протон" стал отказ рулевого двигателя третьей ступени из-за повышенных вибронагрузок, - рассказал он. - Отказ имеет конструктивный характер. Меры, которые разрабатываются, позволят добиться безаварийных пусков "Протона".

Аварийная комиссия установила: материал, из которого был сделан ротор турбонасоса, деградировал под действием высоких температур. Как следствие - дисбаланс и высокие вибронагрузки. Плюс ко всему подвела система балансировки.

Решение о наказании виновных в аварии "Протона" примут в конце мая

Напомним, ракету-носитель "Протон-М" с мексиканским спутником связи "МекСат-1" запустили с Байконура 16 мая. Спутник должен был подняться на геостационарную орбиту - это примерно 36 тысяч километров над Землей. Однако на 497-й секунде полета произошла авария: двигатели выключились. Разгонный блок со спутником не отделился от третьей ступени ракеты. Они практически полностью сгорели в атмосфере.

Сразу была создана аварийная комиссия, в которую вошли представители коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, Роскосмоса, минобороны, ОРКК, отраслевых институтов и предприятий. Всего расследовали аварию семь рабочих групп. По словам первого заместителя генерального директора ГКНПЦ им. Хруничева Александра Медведева, эксперты "копали очень глубоко". Проводили математическое моделирование, изучали данные телеметрии, выезжали на Воронежский механический завод, где производят двигатели "Протона". Проверялась система контроля качества на производстве, соблюдение технологических процессов, изменения в технической и конструкторской документации.

Вывод однозначен: проблема - в конструкции ракеты. По словам Александра Медведева, недостаток, который привел к гибели "Протона-М", стал причиной аналогичного ЧП еще в 1988 году. Он пояснил, что тогда авария квалифицировалась как обрыв трубки.

- С учетом новой информации, мы считаем, что причиной также была повышенная вибрация, - пояснил он. - Теперь специалисты заменят материал вала ротора, доработают методику его балансировки. Кроме того, будут усовершенствованы не только части турбонасосного агрегата, но и та конструкция, которая его крепит к основному маршевому двигателю.

Роскосмос не нашел на Земле обломков ракеты "Протон-М"

Почему конструктивный недостаток так сложно найти? Почему его не выявили комиссии, расследовавшие прошлые аварии "Протона"? Дело в том, что раньше у экспертов было слишком мало данных: датчики стояли далеко от турбонасосного агрегата.

- Мы на этом пуске имели дополнительные источники информации, в частности, по виброперегрузкам - это наиболее опасное явление, которое очень сложно выявляется, определяется и моделируется, - рассказал первый замруководителя Роскосмоса Александр Иванов.

В Роскосмосе подчеркнули, что помимо конструктивного дефекта также выявлено несоответствие в системе менеджмента качества и в ряде процессов. В течение двух недель будет разработан план по устранению ошибок, приняты дисциплинарные и административные решения.

Справка "РГ"

Ракета-носитель "Протон" была разработана в 1961-1967 годах в подразделении ОКБ-23 (ныне ГКНПЦ им. М.В. Хруничева). Число запусков - 404. Успешных - 357. Неудачных - 27. Частично неудачных - 20.

Космос "Роскосмос"