Филонов придумал теорию аналитического искусства и воплощал ее в жизнь по 18 часов в сутки. Как и положено "рабочему изо" - такое определение он дал в дневнике. Голодал, из экономии писал маслом на картоне (реставраторам потом пришлось дублировать хрупкие бумажные листы тканью). Преподавал бесплатно и наотрез отказывался продавать свои картины - мечтая, что для них создадут отдельный музей. Его животные с человеческими лицами, лубочного вида пролетарии, "мозаичные" лики и сложные "формулы" (революции, интервенции, буржуазии и даже "последней стадии коммунизма") узнаваемы, но до сих пор недопоняты.
Да и сами - растиражированные после перестройки - картины нечасто покидают запасники Русского музея, где хранится львиная доля наследия Филонова. Их нельзя экспонировать подолгу - боятся света. Поэтому работы мастера появляются лишь в сборных выставках. Так, на первом Платоновском в 2011 году показали несколько живописных произведений Филонова (из Третьяковки). "Персоналки" - посмертные - у него случались лишь трижды: в 1988-м и 2006-м в столичных городах, в 2009-м в Екатеринбурге.
- На Урал мы возили только графику, а больше провинция как-то Филонова и не просила - страховка дорогая. Так что проект с Платоновским фестивалем - редкая удача: в Воронеже можно увидеть 15 живописных и 28 графических работ. По значимости это третья выставка Павла Филонова - после закрытого показа в 1929-м и открытого в 1988-м, - отметила завотделом рисунка в Русском музее Наталья Козырева. - Самый нераскрытый художник нашего авангарда и Андрей Платонов - люди одной величины. Они сходным образом переживали изменения вокруг, стояли особняком. Даже в "корявом", сложном языке их есть что-то общее. Прорыв, который совершил в искусстве Филонов, его уникальная теория позволяют сравнить его с Леонардо да Винчи. И мастер знал себе цену. У него было более 70 учеников, но никто не смог преодолеть "притяжение" учителя. Кроме разве что иллюстратора Евгения Кибрика.
По мнению искусствоведов, Филонов как мыслитель стоял у истоков натурфилософии, предвосхитив прозу Платонова и поэзию Заболоцкого. Он старался изобразить невидимую глазу взаимосвязь всех явлений и существ в природе. "Его трудно понять, но это не умаляет его величия", - говорил нарком просвещения Луначарский в те годы, когда Филонов оказался в творческой изоляции. Современники вспоминают, как художник ночи напролет "дежурил" на чердаке у слухового окна, ожидая беды и боясь оставить свою квартиру-музей. И утверждал при этом: "Я создаю новую вещь. Она переживет всех нас, я времени зря не теряю!"
Воронежцы смогут оценить и ранние опыты Филонова, и выведенные им "формулы" строительства коммунизма, и знаменитые "Нарвские ворота" 1929 года, в чьей мрачноватой палитре и тревожной композиции сквозит предчувствие сталинского террора, и последнюю картину - "Лики".
Выставка "Рабочий изо" будет работать до 5 июля 2015 года. Адрес художественного музея имени И. Н. Крамского: Воронеж, проспект Революции, 18. График: ср - вс с 10 до 18 часов, пт с 11 до 18, последний четверг месяца - с 12 до 20. Касса прекращает работу за 45 минут до закрытия музея. Телефон для справок: (473) 255-38-67
Наталья Козырева, завотделом рисунка в Русском музее:
- В русском авангарде была очень важная линия - органическое искусство. Ее представители, Павел Филонов и Михаил Матюшин, считали, что художественные формы не должны конструироваться специально. Вот Малевич свой супрематизм выдумал. А они выступали за естественность, брали за основу растения, кораллы - существа, которые сами по себе из малого вырастают в большое. И Филонову одинаково важно было развитие и дерева, и животного, и человека. Идея клетки, которая делится, умирает и возникает снова, идея движения жизни - это зерно органического авангарда. В 1920-е годы очень большую роль в искусстве играл конструктивизм, где все было вычерчено прямолинейно и прямоугольно, где во главу угла ставилась конструкция, механизм, искусственное создание. А Филонов этому убедительно противостоял. В основе его художественной манеры - понятие о точке, из мелких точек складывается линия, пятно и рисунок. На маленьких рисунках Филонова очень хорошо видны эти молекулы - зримые "единицы действия". А названия работ достаточно условны, мастер придумывал их только ради выставки, которая при его жизни так и не состоялась.