04.06.2015 13:20
Экономика

В Севастополе морские прогулки оказались вне закона

Курортный сезон в Севастополе может пройти без морских прогулок
Текст:  Юлия Крымова (Севастополь)
Российская газета - Экономика Крыма: №0 (6690)
Морские прогулки, приносившие доход владельцам катеров и незабываемые впечатления туристам, этим летом оказались вне закона. К 1 июня лицензию на пассажирские морские перевозки в Севастополе смогли получить всего несколько судовладельцев. Причина тому ужесточение требований к безопасности пассажиров, к чему представители малого бизнеса оказались не готовы.
Читать на сайте RG.RU

Лево руля

Промысловые суда Крыма начали работу под российскими флагами

В Балаклаве, где труд многих местных жителей связан с морем, уже спустили на воду и подготовили к работе катера, однако уверенности в том, что сезон состоится, ни у кого нет.

- Получить лицензию для нас серьезная проблема, - говорит хозяйка катера Надежда. - Большинство уже оформили судовые билеты, акты технического обследования, пассажирские свидетельства, на все это ушло немало времени. Попасть на прием к чиновникам целое дело: очередь занимали с пяти утра, ждали неделями. Теперь выяснилось, что надо обучить ответственного за безопасность, а это дополнительный месяц, и еще столько же будут оформлять лицензию. Обучение стоит 16 тысяч рублей, страховка капитана и пассажиров около 20 тысяч, сама лицензия - семь тысяч. Не у всех есть такие деньги, а для многих балаклавцев их лодка - единственный источник дохода. Как людям прокормить семьи, если они не смогут работать в этом сезоне?

По оценкам владельцев маломерных судов, с морскими перевозками в Севастополе связаны около 3000 человек - это капитаны, матросы, работники причалов, экскурсоводы, туроператоры. Если катера не пройдут лицензирование, все эти люди могут остаться без работы. Судовладельцы сетуют, что вовремя не получили информацию об условиях лицензирования да и надеялись, что сроки будут продлены.

- В прошлом году действовали бессрочные украинские лицензии, - рассказывает Надежда. - Мы отработали сезон, катера подняли на стоянку и ремонт, зимой на причале почти не появлялись. Все были готовы пройти лицензирование, но даже не догадывались, что это будет так долго и так сложно. Нам дали слишком мало времени, ничего не объясняли, на запросы не отвечали. И еще мы думали, что закон адаптируют к маломерным судам и нам не придется платить такие же деньги, как владельцам теплоходов на 100-150 человек.

Без лицензии никуда

С 1 января 2015 года вступил в силу 20-й Федеральный конституционный закон, по которому все лицензии в Крыму, в том числе на морские пассажирские перевозки, должны быть заменены на российские до 1 июня текущего года. Закон предусматривал, что лицензирование отдельных видов деятельности продлят до 2018 года. Владельцы маломерных судов надеялись оказаться в этом списке, но в поправке, внесенной в марте, морских пассажирских перевозок не оказалось. В итоге многие задумались о получении лицензии только в апреле-мае. Дополнительная сложность - то, что отдел лицензирования находится в Ростове-на Дону.

Катера и яхты длиной до 20 метров и вместимостью до 12 человек, которые используются в личных целях, проходят регистрацию в государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Как сообщили "РГ" в ГИМС МЧС Севастополя, на сегодняшний день в городе зарегистрированы 750 маломерных судов.

Регистрацию судов для коммерческого использования проводит севастопольский филиал ФГБУ "Администрация морских портов Черного моря", техническое освидетельствование и определение пассажировместимости - Российский морской регистр судоходства. Лицензию на пассажирские перевозки выдает Южное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в Ростове-на-Дону. В Севастополе расположен крымский территориальный отдел организации, наделенный контрольными и надзорными функциями. Там рассказали, что к концу мая лицензии на морские пассажирские перевозки смогли получить только шесть индивидуальных предпринимателей Севастополя, а всего процедуру лицензирования пройдут 100-120 человек.

- В прошлом году в Севастопольской бухте в сфере морских прогулок работали около 40 предпринимателей и еще 60 в Балаклаве, - рассказывает сотрудник территориального отдела. - Они до последнего дня надеялись, что будет принято решение об отсрочке, и ничего не делали. На обучение человека, который будет нести ответственность за безопасность мореплавания и охрану окружающей среды, нужен месяц. Документы отправляются в Ростов курьерской почтой, и ездить туда необязательно. Затем здесь наши инспектора проводят проверку. Если все соответствует поданным документам, выдается лицензия.

Основная проблема, по мнению надзорного ведомства, в том, что крымские перевозчики привыкли работать нелегально:

- Многие из них десятилетия работали втемную, а сейчас более жесткий контроль, есть структуры, которые будут все проверять. Надо зарегистрировать юрлицо, официально оформить наемных работников, получить лицензию, платить налоги. Но многие говорят: "Мы три месяца в году будем рисковать, а все остальное время работать не будем". Но контролирующие службы не станут бездействовать.

Надеть жилеты!

Куда отправиться на охоту за самыми вкусными черноморскими мидиями

Морские перевозчики жалуются, что при получении лицензии нет различий между малыми и большими судами, а требования к безопасности пассажиров чересчур высокие.

- Непонятно, зачем на каждого пассажира надо надевать спасательный жилет, даже на 30-минутную прогулку, - недоумевает менеджер турфирмы Евгения. - Само переодевание займет время, да и у людей сразу начинается паника - они опасаются, что лодка затонет. Нельзя к катерам предъявлять такие же требования, как к большим теплоходам, - у нас совсем другие обстоятельства и доходы.

В крымском теротделе Южного управления государственного морского и речного надзора объясняют: требования к безопасности одинаково высокие ко всем судам, жизнь пассажира как большого, так и малого корабля имеет одинаковую ценность. Тем более что несчастные случаи с моторными лодками и водными мотоциклами в Крыму происходят каждый год. Закон действительно не различает судна по вместимости, однако поблажки для катеров и яхт все-таки есть.

- Существует общая для всех процедура лицензирования пассажирских перевозок, - говорит инспектор. - Однако в процессе осмотра мы исходим из ситуации. Например, ответственный за безопасность должен иметь опыт капитана не менее пяти лет, и в случае с лодками мы учитываем опыт работы на маломерном судне. На больших судах должна быть система управления безопасности, а на лодках мы этого не требуем. Владельцам большого судна для подтверждения пригодности к мореплаванию и перевозке людей надо предоставить около 20 документов, а малого - только три. Когда к нам обращаются, мы даем консультации и полную информацию о необходимых документах.

Дайте время

Организаторы морских прогулок просят у городских властей продлить срок для получения лицензий хотя бы до конца года. С этой целью они встречались с губернатором Севастополя и сотрудниками правительства.

- Мы просим дать нам возможность отработать сезон и обещаем до конца года все оформить, - говорит предприниматель. - Мы пошли по законному пути, оплатили патенты, оформили людей, перечисляем налоги. Мы хотим работать честно, но нас толкают к нарушению закона, предъявляя невыполнимые требования. Мы все сделаем, только дайте нам время. Также мы просим пересмотреть закон и адаптировать его к маломерным судам.

В правительстве Севастополя отвечают, что эти нормы регулируются федеральными законами и не могут быть изменены на региональном уровне. Документы на получение лицензии надо подготовить и отправить в кратчайшие сроки.

Мнение

Сергей Меняйло, губернатор Севастополя:

- Лицензирование требует времени, и сами предприниматели признали, что они проспали. Некоторые их претензии не совсем обоснованы. Люди считают, что требования к безопасности завышены: мол, они 15 лет проработали - и ничего не случилось. Но рано или поздно может случиться. Требования надо выполнять. Если катер рассчитан на 10 человек, то надо брать 10 человек, а не 15, и спасательные жилеты должны быть для всех. Это безопасность плавания и жизни. Тем не менее совместно с Ространснадзором мы нашли временное решение: если нет сертифицированного специалиста по безопасности, лицензии все же будут выданы, но с обязательным условием пройти обучение. Главное, что предприниматели должны действовать, - мы за них лицензии не получим.

Кстати

За морские прогулки без лицензии, согласно статье 14.1.2 КоАП, нарушителям грозит штраф от 100 до 400 тысяч рублей, штрафы начали действовать с 1 июня 2015 года.

Водный транспорт Малый бизнес Севастополь Крым