04.06.2015 21:40
Культура

В Балете Москва показали премьеру "Кафе "Идиот"" Саши Пепеляева

Премьера "Кафе "Идиот"" в Балете Москва
Текст:  Лейла Гучмазова
Российская газета - Федеральный выпуск: №121 (6692)
Ко всем официальным мероприятиям режиссер и хореограф Саша Пепеляев всегда относился иронично. Теперь он отметил объявленный Год литературы актуальной премьерой "Кафе "Идиот"" по отдаленным мотивам нашего всего Достоевского.
Читать на сайте RG.RU
Уральская опера показала места, куда не долетали лебеди Петипа

В танц-спектакле нет густых цитат из Достоевского. В толпе героев только самому себе можно придумать Рогожиных и Мышкиных, а Настасью Филипповну отличить от Аглаи. Постановщик будто дал возможность каждому артисту и зрителю примерить на себя разные роли, что в случае с Достоевским вполне уместно: только что до слез жалко весь белый свет, а через минуту ты готов громить его ради собственного мелкого удовольствия. Странная, не отвечающая штампованным ожиданиям музыка (Ник Берч, Швейцария), хлопающие двери в пустом пространстве (сценография и костюмы Сергей Илларионов), дюжина людей в монотонном алом, чьи половые различия обозначены как цилиндр-капор и фрак-турнюр. Присев, они вздувают вуаль с помощью громадных вентиляторов. Люди впутываются в отношения друг с другом и с окружающим миром (медиа Максим Яхонтов), пытаются обработать хрупкую героиню, "умирают насмерть", замирают в движении - конечно, гармонии никто не обещал. После общих агрессивных плясок и сольных потусторонних танц-реплик невозможно разобраться, плох каждый отдельный герой или хорош, а ставить ли знак равенства между идиотом и святым, каждый решает сам.

Вручены призы "Бенуа де ла данс"-2015

Постановщик отсылает не только к Достоевскому, еще к Пине Бауш с ее гениальным манифестом визуального театра "Кафе Мюллер", когда-то перевернувшим мир и чуть позже одну шестую часть суши. Ее зоркий подход к жизни с ее величием и абсурдом никогда прежде не оживал на сцене в такой полноте. Доступен ли "Идиот" для таких препараций - да, вполне доступен. Если уж кто и имеет основания брать для танц-спектакля любой литературный текст, так это Пепеляев. Не только потому, что новый спектакль хорош. Пепеляев находит общий язык с труппой современного танца обновленного "Балета Москва" с умным директором Еленой Тупысевой, и в его распоряжении собственные мысли, танцовщики-артисты (которыми не оскудеваем) да подкрепление в лице давно проверенных коллег. Пепеляев с достоинством носит лавры одного из пионеров отечественного современного танца и почетную кличку Дед. Но, как и весь российский танец, в отличие от проникшего всюду от подмостков до рекламы мирового contemporary dance, он опять на обочине любого мейнстрима, нерастворимый, как масло в воде. Между тем его труды давно пора включать в академическую историю новейшего российского театра хотя бы потому, что он превращал в достойные танц-спектакли сочинения Чехова и Пригова, Ерофеева и Рубинштейна, давая повод подумать о становящейся все тоньше и призрачней литературоцентричности российского искусства да о пресловутой связи времен. Только в "Кафе "Идиот"" эти мысли и могли окончательно оформиться.

Музыкальный театр