Медом-пивом на пиру луговых и горных марийцев и их ближайших соседей угостилась корреспондент "РГ".
Плач невесты
В слезах шли под венец русские девушки. Чтобы жизнь сложилась счастливо, невеста во время девичника и свадебного обряда должна была горевать и лить слезы. Про такой обычай рассказала на фестивале Татьяна Коваленко из нижегородского городка Урень.
- Во время девичника молодая прощалась со своей волюшкой, подружки расплетали ей косу, чтобы вместо нее заплести ей две косы, как носили замужние женщины. Она больше не могла вплетать ленты или надевать кокошник, на второй день свадьбы голову молодой женщины покрывали закрытым убором, а сверху еще и платком, чтобы никто больше не видел ее волос.
По словам Татьяны Коваленко, современная молодежь возвращается к традициям своих предков. Вместе с подругами они частые гости на свадьбах, где помогают провести настоящую русскую церемонию.
Выносливая невеста
В подворье жителей деревни Йыван Сола, где живут луговые мари, в доме жениха суматоха. Собирается вся родня. Опытные мужчины подшучивают над новобрачным и подсказывают ему, как обращаться с невестой. Командует парадом хозяин дома. Он интересуется у жены, все ли подарки она сложила.
- У нас сохранилась старинная кожаная сума, куда складывались свадебные угощения, - рассказывает житель деревни Евгений Каменщиков. - Для невесты свекровь пекла каравай, делала сырник и готовила дичь. Как только хозяйка была готова, все собравшиеся молились и выдвигались за невестой. В нашей деревне на свадьбе гуляли только родственники. Когда процессия шла по улице, родня пела песни о женихе - какой он вырос ладный и работящий, и как родители не могут на него налюбоваться.
Семья Каменщиковых больше тридцати лет "коллекционирует" старинные обряды жителей своей деревни. Многое Евгений Анисимович помнит из своего детства. Сейчас в их доме собралось несколько раритетных волынок, которые не лежат без дела. Впервые на фестивале Евгений Анисимович исполнил старинную свадебную мелодию. По его словам, она была записана немецким этнографом в лагере для военнопленных в Австрии во время Первой мировой войны, куда попал их земляк.
- В нашей деревне женились рано, - рассказывает Каменщиков. - Женихам могло быть и 16, и даже 14 лет. А вот невесты были гораздо старше. Разница в возрасте между новобрачными могла быть от 4 до 10 лет. Почему так? Семьям нужны были крепкие руки, ведь вся тяжесть работы по дому ложилась на женщину, поэтому она должна была быть выносливой.
Испытание блинами
Нежиться в кровати молодой жене в деревне Кельмаксола Марий Эл было некогда. На следующий день после свадьбы ее ждали серьезные испытания.
- Второй день у нас называется "Оръен мелна" - невестины блины, - говорит уроженка деревни Лидия Яросланова. - Молодуха просыпается засветло, чтобы поставить тесто. Она должна управиться с работой до того, как поднимется ее молодой муж. Когда все будет готово, они вместе с супругом пойдут по улице созывать всех соседей и родных к себе в дом на угощение.
Новобрачная подавала блины - двухслойные и трехслойные, с маслом и сметаной. Гости веселились, ели-пили и проверяли, какая хозяйка получится из молодухи. Они могли, к примеру, отправить ее за водой к колодцу и посмотреть, сколько воды она набрала, не расплескала ли ее по дороге.
Обычно, по словам Лидии Ярослановой, все оставались довольны молодой женой и расхваливали ее мастерство перед новоиспеченным мужем. Так для вчерашней девушки еще на свадьбе начинались суровые будни.
Вышивала судьбу на шарпане
Каждая горная марийка должна была уметь вышивать и играть на гуслях. К своему замужеству девушка обязана была успеть подготовить приданое - личные вещи, рубахи для будущего мужа, полотенца, шторы, скатерти и постель. К свадьбе невеста вышивала убор для замужней женщины - шарпан.
- Его надевали на нее на второй день свадьбы, когда девушка становилась женщиной, - показывает шарпан (самотканый вышитый шарф) методист по народному творчеству из Горномарийского района Магдалина Егорова. - Шарпан накидывали на шею сзади.
Мастерица должна была его вышить так искусно, чтобы нельзя было отличить лицевую и изнаночную сторону. Ни один шарпан не был похож на другой. Считалось, что каждая девушка вышивала свою судьбу. Рисунок состоял из множества мелких крестиков, где каждый цвет имел значение. Голубая волна символизировала воду - реки и озера, зеленая - траву, красная - солнце. В вышивке отражалось настроение. По шарпану можно было "прочитать", когда девушка грустила, а когда радовалась.
Шкура на счастье
Невеста с женихом и их гости из села Аксаево Горномарийского района Марий Эл приехали в Морки на свадьбу в костюмах, которые носили их бабушки до начала Великой Отечественной войны: в самотканых платьях и рубахах и в лаптях. Они рассказали, что в их селе на свадьбе родственники невесты должны были подарить родне жениха вышитые домотканые одежды.
- Со стороны жениха эти подарки должны были принять с благодарностью, таков обычай, - рассказывает заведующая местным клубом Елизавета Чернова. - Говорят, были случаи, когда наряды не нравились и их возвращали обратно. Но на моей памяти такого ни разу не было. По традиции свекровь встречала молодых хлебом-солью, а под ноги на счастье бросала шкуру. Молодым было принято дарить скотину - корову, поросят, кур. Каждый гость загадывал загадку, а новобрачные должны были угадать, что им подарят. Под конец свадебного пира дружок провожал жениха и невесту со словами, чтобы молодые легли спать вдвоем, а проснулись втроем.
Свадебный стол горных мари отличается от угощений луговых марийцев.
- Главным блюдом на столе является каравец - пирог с мясом, похожий на русский курник. Обязательными считаются ватрушки с творогом и картошкой, а также запеченная в печке рыба, каша в горшке, сырники, блины со сметаной, несколько видов пирожков, в том числе с яблоками и ягодами. И, конечно же, пиво, квас и самогонка. Кстати, еще до свадьбы дружок жениха должен был найти в доме невесты пиво, сваренное ею собственноручно, и выкупить его. По вкусу напитка определяли, какая хозяйка выйдет из невесты.
А вот у луговых мари стол украшают двухслойные и трехслойные блины, туара - большой сырник из творога, запеченный в печке, и сырники поменьше в топленом масле, которые подаются в глубокой миске.
- По традиции гости должны складывать сюда серебряные деньги для молодых, - говорит Галина Волкова из деревни Кукмарь. - Считается, что таким образом каждый гость выказывает уважение хозяевам. Монеты идут только на покупку посуды.
Чтобы молодым сладко жилось, на стол ставят мед, а для безбедной жизни новобрачных - масло. Для свадьбы в деревне Кукмарь наряду с караваем пекут ржаные пирожки с крупой и мясом, делают шорта (внешне похоже на колбасу) из крупы, крови и сала.
Как по маслу
Обычай ставить на стол мед и масло встречается и у татар. Асия Хасанова из татарской деревни Алмаметьево рассказывает, что эти два блюда свекровь дает молодым со словами, чтобы их жизнь была сладкой и шла как по маслу. А еще новобрачным преподносят хлеб. Кто больше откусит, тот и будет в доме хозяином.
В свою очередь родственники невесты дарят родне жениха два блюда с чак-чаком, чтобы показать, какая сладкая получилась парочка. На пороге для молодой жены свекровь стелет подушку, чтобы невестка мягко вошла в свой будущий дом.
Кстати, подушку для новобрачной подкладывают и в некоторых деревнях луговых мари. Правда, сверху еще кладут серебряную монету.
Сундук с приданым
Выкуп невесты встречается у многих народов. А у луговых мари из Новоторъяльского района Марий Эл друзьям и родне жениха приходится еще одаривать родственников невесты, чтобы получить сундук с приданым.
- У нас на сундук садятся дети с бабушкой, - говорит Александра Ермакова. - Детям нужно дать монеты, а бабушке - налить чарку. И когда жених сундук выкупит, его несут позади невесты. В приданое невесты обязательно входят 12 вышитых платьев для нее и столько же рубашек для будущего мужа, а еще платки, полотенца, серебряные деньги, каравай хлеба (чтобы молодые жили в достатке) и мука, чтобы на следующий день новобрачная могла испечь блины.
Как два голубя
Чувашский народ придавал особое значение свадебным нарядам и вышивке.
По словам участницы фольклорного ансамбля "Трак ен" Красноармейского района ЧР Людмилы Игнатьевой, родственники со стороны жениха надевали на свадьбу черные наряды, а невесты - белые, подчеркивая невинность девушки. Правда, сам жених тоже был во всем белом.
Вся одежда была богато украшена вышивкой. А грудь женщины еще и серебряными монетами, которые передаются из поколения в поколение.
- Основные цвета чувашского узора - черный и красный, - рассказывает Людмила Игнатьева. - Черный символизирует землю, красный - солнце. У меня на свадебном фартуке вышиты символы мужчины и женщины - черный и красный голуби.