Хореография Израиля вошла в программу фестиваля уже в третий раз. По мнению экспертов, эта страна находится на переднем крае современного танца. В прошлые годы в Воронеж привозили постановки Охада Наарина ("Deca Dance") и творческого дуэта Инбаль Пинто и Авшалома Поллака ("Устрица"). Теперь гостем стала Ноа Вертайм, обладательница ряда национальных и международных наград в своей области. Вместе с мужем Ади Шаалом, бывшим пилотом ВВС, они 25 лет назад основали танцевальную компанию Vertigo - этим термином обозначают головокружение, возникающее при подъеме на высоту или вращении в пространстве (например, на карусели).
- Вертиго - мой любимый образ. В таком состоянии ты перестаешь понимать, где небо и где земля, забываешь про гравитацию… - пояснила Ноа Вертайм. - Меня вообще занимает идея невесомости. И ей отведено центральное место в спектакле Vertigo20 (создан к 20-летию коллектива из фрагментов старых шоу. - "РГ"). На стенах-декорациях там сделаны специальные сиденья на высоте одного-двух метров от пола, чтобы артисты не касались пола. Человек как бы подвешен в пространстве - и здесь, между землей и небом, я пытаюсь раскрыть вопрос свободы. В какой степени свобода в личной, общественной, национальной жизни определяется усилием моей воли и души? Самостоятельны ли мои решения - или все предопределено заранее, раз мир уже сотворен и навечно продуман Богом? Евреи ищут ответы в Торе. Я же хоть выросла в религиозной семье, не являюсь "практикующей" иудейкой. Философские аспекты нашей веры остались со мной, а ее обряды и внешние правила, на мой взгляд, уже устарели.
Vertigo20 начинается с механических, марионеточных движений - танцоров будто тянут за веревочки, им будто бы трудно отрывать стопы от пола. Постепенно они набирают скорость и мощь прыжков (поразительно высоких), выстраивают "пирамиды". Сюжет трудноуловим и основан на ассоциациях, как чаще всего и бывает в современных хореографических постановках. Несмотря на полумрак и костюмы в серой гамме, один из повторяющихся мотивов - праздник. Воздушные шары (им невесомость дается легко, но толку - движения - в этом нет), молодожены, "хоровод", характерный для праздничной культуры евреев.
Перед спектаклем в Воронеже показали зарисовку "Мана" ("Сосуд света"). Название восходит к каббалистическому термину, а тот, в свою очередь, к древнейшим зороастрийским верованиям, предупредила Ноа. "Сосудом света" она считает тело. Танцоры в балахонах, как у буддистских монахов, кружатся под прожекторами и воздевают руки к потолку. Свет пронизывает их. Подобные описания вряд ли многое скажут тем, кто шоу Вертайм не видел и не увидит. Воронежцам спектакль подарил смесь недоумения и восторга, в которой восторга было все-таки больше. Тех, кто когда-либо занимался танцем, мастерство израильских артистов восхитило.
- Я ничего не изобретаю ни в движениях, в техниках. Просто использую то, что уже существует. Мы с моими танцорами стараемся по крайней мере раз в неделю делать упражнения из классического балета - да-да, я еще верю в него! Занимаемся также контактной импровизацией, освобождаем тело, используем немного восточных практик, - рассказала Вертайм. - Меня вдохновляет природа. Восемь лет назад мы с сестрами создали "эко-арт-деревню" между Тель-Авивом и Иерусалимом, где живем как род, вместе воспитываем детей. Машинами по очереди пользуемся, чтобы не так дорого выходило. Нас четыре женщины - сложно содержать семью.
У Vertigo немало благотворительных проектов - занятия по танцу для инвалидов (начинали с колясочников, недавно начали заниматься с незрячими), инклюзивные уроки в государственных школах.
Ноа Вертайм, хореограф, руководитель Vertigo Dance Company (Израиль):
- Сочиняя спектакль, я иду от чистого движения. Вдохновение может посетить в самой тривиальной обстановке - после душа или в гараже. Потом зарождаются мотивы, все равно что слова и образы при сочинении текста. Они постоянно крутятся в голове, из них составляется предложение, а дальше - композиция. Я работаю в тишине, так как должна почувствовать движение. Не хочу иллюстрировать музыку. Когда пластическое решение найдено, иду к композитору. Причем постоянно вмешиваюсь в его работу, спорю, убеждаю что-то поменять… Одна из моих сестер драматург, она помогает выстроить логику шоу. Дальше мы редактируем танец. Идея движения должна быть отточена до предела. Порой только после первого спектакля я сама понимаю, что в нем происходит. Перед выступлением мы с артистами становимся в круг и немного импровизируем, чтобы немного освежить впечатление. Иначе можно скатиться в рутину. А так обязательно приходит какая-нибудь свежая мысль, которая позволяет играть спектакль как в первый раз. В жизни, я думаю, тоже полезно "встряхивать" себя. По утрам массировать сердце, чтобы оно не охладевало.
Спектакль Vertigo20