10.06.2015 07:55
Культура

Александр Сокуров подарил музею Тарковского рубашку и кепку режиссера

Текст:  Елена Яковлева
Известный режиссер Александр Сокуров подарил музею Андрея Тарковского на его родине его рубашку и кепку. Их после смерти режиссера, следуя его последней воле, передала Сокурову вдова Тарковского Лариса. О том, что он дарит их музею, стало известно сегодня на кинофестивале "Зеркало".
Читать на сайте RG.RU

Сокуров приезжает на фестиваль имени Тарковского уже второй раз, является членом жюри и представляет работы студентов своей мастерской в Кабардино-Балкарском университете. У зрителей также есть возможность увидеть мини-ретроспективу его собственных работ.

Страсти по Андрею: Тарковскому исполнилось бы 83 года

На просьбу журналистов "расшифровать", что означала последняя воля режиссера, завещавшего ему рубашку,  Александр Николаевич ответил так: "Я знаю, почему он это сделал, но публично говорить об этом было бы неправильным".

Он напомнил зрителям и журналистам, что это старая традиция, завещать вещи на память и рассказал, что его дед, уходя, завещал на память вещи своему близкому другу и "моей сестре".

Не для того, чтобы они их носили, а для того, чтобы человек, доставая вещь, вспоминал своего близкого. Это нервущаяся ткань памяти. Решив отдать рубашку Тарковского в музей на его родине, Сокуров был движим сознанием естественности этого дара. "Зеркало" как раз претендует на роль самого естественного и "органичного" кинофестиваля.

"Мы вышли из берегов, мы - единственный фестиваль, который идет сразу в нескольких городах, - сказал продюсер фестиваля Алексей Боков, подчеркнув, что это не только "кирпичные" пространства городских стен, но и сама природа".

Природа, действительно, лучшее пространство для искусства. Живое, метафизическое, переменчивое. Участники фестиваля устали считать, сколько раз за день менялась в Плесе погода. Павел Лунгин вечером на открытии, намекнул губернатору, что если дело так пойдет и дальше, то в число фестивальных городов придется включать Сочи. Губернатор Ивановской области Павел Коньков подчеркнул, что в Сочи он не поедет ни за что.

Рязанский дом Тарковского сделают достопримечательностью

"Зеркало", действительно, особый северный фестиваль, без южных излишеств и переборов. Без помпы и рисовки. Зато со старанием соблюсти честность позиций при выборе, и вкус при приглашении гостей. Главный гость 9-го "Зеркала" с этой точки зрения безупречен - им оказалась в принципе не разъезжавшая доселе по фестивалям Алиса Фрейндлих. Особая благодарность к многомерному киномиру была явлена и на открытии выставки "Нэлли Фомина. Костюмы к фильмам Андрея Тарковского".

"Я встречал выдающихся художников по костюмам, а в кинофильмах Тарковского костюмы становились частью драматургии, содержания и были эстетически деликатны", - сказал Александр Сокуров, добавив, что очень сложно сочетать живописность с деликатностью. В настоящем кино, по мнению режиссера, всегда соблюдается долг уважения ко всем собратьям по киноцеху, например, к художникам по гриму или художникам по костюмам. Открытие выставки Нэлли Фоминой как раз и явило такое уважение.

Фестиваль полон разных придумок, он включил в себя и научные конференции, и поэтические состязания, и когда перед открытием его организаторы и участники увлеклись перечислением всех творческих ответвлений, Павел Лунгин был вынужден напомнить: кино прежде всего, оно здесь главное. А находившаяся по музеям публика сразу после открытия посмотрела фильм сербского пежиссера Вука Ршумовича "Ничей ребенок". Это драма социализации, обернувшаяся оправданным желанием бежать из социальных джунглей в дикий лес.

Наше кино