14.06.2015 12:49
Культура

Внук Чаплина привез в Петербург шедевр пластической драмы

На Чеховском фестивале показали пьесу Джеймса Тьере "Красный табак"
Текст:  Владимир Бертов Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №128 (6699)
Труппа "Компания Майского Жука" из Франции представила в Петербурге на сцене Александринского театра спектакль "Красный табак" в постановке внука Чарли Чаплина, знаменитого современного режиссера и хореографа Джеймса Тьере.
Читать на сайте RG.RU
Хореографическая драма "Красный табак"

Петербуржцы уже были наслышаны, что это шедевр мирового театрального искусства, феерическая постановка, которую нельзя пропустить - в Москве она шла пять дней при аншлагах. Поэтому на спектакль пришел, кажется, весть цвет театрального Петербурга.

Внучка Чаплина показала в Петербурге спектакль дочки Чаплина

Жанр "Красного табака" - хореографическая драма. Здесь пантомима, танец, цирк, драматическая игра. Почти без слов, не считая междометий. "Зачем нужны слова, когда есть эмоции, есть музыка?" - считает создатель спектакля Джеймс Тьере. Его герой - немолодой (с помощью грима Тьере состарил себя на несколько лет) дирижер, живущий в своем удивительном мире. Это философская притча, состоящая из множества символов, череды фантазий и сновидений.

Тьере-сценограф сочинил для своего персонажа Зазеркалье и окружил его причудливыми существами. Поставил спектакль (он и режиссер, и хореограф) и сыграл в нем главную роль. А костюмы придумала Виктория Тьере, дочь Чарли Чаплина.

Джеймс Тьере родился в Швейцарии в 1974 году. Он представитель знаменитой артистической династии - Чальзу Спенсеру Чаплину он приходится внуком. Впрочем, говорят, Джеймс не любит, когда упоминают о том, что он родственник великого комика, не паразитирует на родстве, а идет своей дорогой. Его знаменитый дедушка умер, когда Джеймсу было всего 3 года.

В Петербурге показали премьеру "Алисы" с Фрейндлих

Первый же спектакль Тьере "Симфония майского жука" (2006 год) получил престижную премию Мольера и отправился в международное турне. В 2007 году этой же премией была отмечена его следующая постановка - "До свидания, зонтик", а в 2009-м премия была присуждена Тьере за работу в области визуального искусства. "Майский жук" - таким в детстве было прозвище Джеймса, так он назвал свою труппу - "Компания Майского Жука".

Все артисты труппы безупречны - каждый мог бы стать украшением любого прославленного театра. Вспоминаешь, как специалисты говорят об артистах театра Бориса Эйфмана: ни один театр мира не имеет такого кордебалета, как этот, любой артист танцует на уровне ведущего солиста… Отдельно стоит выделить "гуттаперчевую" канадку Валери Дусе . Она работала в канадском цирке "Элуаз" в постановках Даниэле Финци Паска. "Джеймс многому научил меня в этом спектакле. Прежде всего, неожиданному владению своим телом", - говорит она.

После спектакля Джеймс Тьере представил публике свою команду и ответил на вопросы зрителей

Джеймс Тьере: Здесь разные страны: Корея, Бельгия, Франция, Швеция, Греция, Россия, Марокко, Канада. Я - француз, у меня немножко ирландской крови и английской, и цыганской.

Вы играли здесь самого себя?

Джеймс Тьере: (Задумался). Надеюсь, что это не я через двадцать лет. Мои спектакли позволяют мне избегать визитов к психоаналитику.

Текст, который изредка звучит в вашем спектакле, имеет какой-то смысл?

Джеймс Тьере: Это поэма Пазолини. Язык севера Италии.

Почему спектакль называется "Красный табак"? Что вы под этим подразумевали?

Джеймс Тьере: Это мой секрет.

Как вы сами определяете жанр спектакля и тип вашего театра?

Джеймс Тьере: "Красный табак" - хореографическая драма. Наверное, я нахожусь на перекрестке разных стилей театра и не принадлежу к какому-то одному типу. Мы делали спектакль вместе с Магнусом Якобсоном, он пришел из цирка. Я тоже из цирка, мне очень нравится прямая, откровенная связь с публикой, та щедрость, которую позволяет нести цирк. А еще здесь я встретился с людьми из балета, хореографии, которые оказали сильное влияние на спектакль. Наверное, люди приходят в театр для того, чтобы изучать уголки своей души. И мы, находясь на сцене, занимаемся тем же.

В Петербурге отметят 30-летие спектакля Додина "Братья и сестры"

Как рождаются ваши постановки? Этюдным методом? Или у вас есть сценарий?

Джеймс Тьере: Это некая смесь. Все идет от идей, а они рождают образы, картинки. Я что-то придумываю, на эту основу нанизывается то, что приносят артисты. Это живая история, и важно, чтобы каждый принес частичку себя, своей индивидуальности. И нужно быть очень смиренным, согласиться идти с завязанными глазами и иногда прийти совсем не туда, куда предполагалось вначале.

Мне хочется найти что-то новое. До "Красного табака" у меня было несколько спектаклей, и я боялся повториться. Нужны были новые идеи. Здесь я впервые работал с таким количеством артистов (девять человек). Первый раз у меня такая огромная холодная декорация. Я очень люблю небольшие старые, странные предметы.

Вы проводите семинары, тренинги, преподаете?

Джеймс Тьере: Совсем нет! Я просто ставлю спектакли, делаю то, что умею.

О чем будет ваш новый спектакль?

Джеймс Тьере: О братьях и сестрах, о крови, родственных связях.

Откуда черпаете вдохновение?

Джеймс Тьере: Наверное, от сцены. Я родился в месте, похожем на нее. Мне нравится придумывать декорации, работать с людьми, которых люблю. Нравится смотреть, как рождается спектакль, как "прорастает" его красная нить.

Вы играете в Париже вместе с сестрой Аурелией Тьере?

Джеймс Тьере: Нет. В детстве играли в спектаклях наших родителей, выросли и с тех пор не играем вместе, у каждого своя работа.

Полунин получил премию "Петрополь" за алхимию

О чем должен задуматься зритель после вашего спектакля?

Джеймс Тьере: Хотелось, чтобы что-то произошло у него внутри - в сердце, в голове. Это может быть просто визуальное удовольствие. Те, кто предпочитают использовать мозговой мускул - пожалуйста.

Какие испытания надо пройти, чтобы попасть к вам? Каким образом набирается команда?

Юлия Плотникова, российская актриса: Очень просто. Находишь в интернете контакты, отправляешь свои видео. Джеймс их смотрит (или не смотрит), долго думает… Потом каждому из нас позвонили, предложили прислать что-то еще, пригласили на индивидуальный просмотр. Меня смотрели вдвоем с еще одной девочкой. Все было очень быстро и весело. Джеймс сказал: "Ну все, до скорого!" Примерно через два месяца он сказал мне по телефону: "Ну… я так думаю… я хотел бы с тобой работать… если ты этого хочешь".

К слову

Гастроли прошли при поддержке Французского института в Санкт-Петербурге и Посольства Франции в России. А организовал их 12-й Международный театральный фестиваль имени Чехова - в рамках Региональной программы.

17 и 18 июня спектакль "Красный табак" увидят в Екатеринбурге.

Драматический театр Музыкальный театр Санкт-Петербург Северо-Запад