Участие нашей страны в парижских салонах давно стало традиционным. В этом году, конечно, свой отпечаток наложили санкционные ограничения, но интерес к отечественному авиапрому со стороны других государств не ослаб.
По словам руководителя Объединенной авиастроительной корпорации Юрия Слюсаря, Paris Air Show 2015 собрал цвет мирового авиастроения и ведущих эксплуатантов авиатехники. И есть отличная возможность обсудить с нашими традиционными партерами целый ряд деловых вопросов. В частности, уже состоялись переговоры с представителями Мексики по вопросам эксплуатации в этой стране самолетов SSJ 100. Интерес к российскому среднемагистральному лайнеру растет. Сегодня в Ле Бурже прошли переговоры с представителями одной из китайских лизинговых компаний на предмет поставок SSJ 100.
Как подчеркнул Юрий Слюсарь, авиарынок КНР - один из самых перспективных в мире, и мы должны на нем работать.
Кстати, речь идет не только о продаже в эту страну наших самолетов. Сейчас идут предварительные переговоры о начале совместного проектирования перспективного широкофюзеляжного самолета. Также развивается сотрудничество с Индией. На финишную прямую выходит проект совместного транспортного самолета MTV. Определились с двигателем для него. Это будет хорошо зарекомендовавший себя ПС-90. MTV заменит старые транспортники Ан-12, срок эксплуатации которых практически истек. В Ле Бурже запланированы переговоры и по этой машине.
Президент корпорации "Иркут" Олег Демченко отметил, что в гражданском авиастроении санкции практически не повлияли на совместные проекты. В частности, пассажирский самолет МС-21 создается в рамках широкой международной кооперации. И никто из нее не вышел. Создание самолета идет в соответствии с графиком. Демченко надеется провести в Ле Бурже ряд встреч с партнерами по этому проекту.
Впрочем, политика все равно на салоне присутствует. Открывал его президент Франции. И когда он проходил мимо российской экспозиции, то демонстративно смотрел в пустую стену, а не на те экспонаты, что привезла в Ле Бурже наша страна. Хотя чувство вежливости взяло верх. Оланд нашел силы повернуться и кивком головы поприветствовать руководителей нашей делегации.
Кстати, на стенде ОАК, когда мимо проходил французский президент, находились первый заместитель руководителя корпорации "Ростех" Владимир Артяков, замминистра транспорта Валерий Окулов и глава ОАК Юрий Слюсарь. Пока Окулов со Слюсарем общались с авиационными чиновниками, Артяков занял на тренажере МС-21 кресло первого пилота и начал имитацию полета над виртуальной Москвой. Все его крутые виражи прямо над Кремлем и столичной мэрией отражались на экранах висящих рядом мониторов, изумляя проходящих мимо случайных посетителей.
Правда, по сведениям "РГ", большинство VIP-ов российской делегации на салоне пробудет всего день и уже во вторник возвращаются в Москву, чтобы успеть "к Шойгу" - как чиновники называют открывающийся 16 июня в подмосковной Кубинке форум "Армия-2015".
Наши авиастроители подчеркивают, что намерены уделить внимание как традиционным и перспективным партнерам из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки, так и переговорам с европейцами. В частности, на Ле Бурже представлена созданная совместно с Францией навигационная система ЛИНС-100РС.
Наряду с авиастроителями, в Paris Air Show 2015 участвуют предприятия Роскосмоса.
На стенде площадью 400 кв метров представлены экспозиции НПО им. Лавочкина, ГКНПЦ им. Хруничева, ЦЭНКИ, корпорации "Энергия", РКЦ "Прогресс" и других крупнейших в России и известных во всем мире компаний, производящих все, что необходимо для изучения космического пространства: макеты ракет-носителей, космических аппаратов, наземных стендов, стартовых столов и многого другого.
НПО им. Лавочкина представляет макет космического аппарата "Луна-25" ("Луна-Глоб"), который в 2024 году должен начать изучение Луны. Опускаться этот аппарат впервые будет в зоне полюса спутника Земли, тогда как до сих пор остальные аппараты садились в зоне лунного экватора. Показывается в Ле Бурже и телескоп "Спектр-РГ", который должен начать работать в марте 2017 года в точке Лагранжа (в 1,5 млн км от Земли) и продолжить исследования известного телескопа "Спектр-Р".
РКК "Энергия" представляет перспективный транспортный корабль ПТК НП. Он должен стартовать на ракете-носителе "Ангара" (ее макет выставлен ГКНПЦ им. Хруничева) с космодрома Восточный в 2021 году.
ЦНИИмаш экспонирует уникальную экспериментальную базу для ресурсных, прочностных и статических испытаний ракет-носителей. Подобных баз наземной экспериментальной обработки средств выведения с такими характеристиками нет в Европе.Есть она лишь в России. Ее максимальная высота 20 метров, диаметр - 16 метров.
"Российские космические системы" представляют систему высокоточного мониторинга смещений инженерных сооружений и подвижек земной поверхности, программные продукты семейства "РКС Комплекс", разработанные в компании на базе технологий ГЛОНАСС/GPS, а также передовые наработки в области дистанционного зондирования Земли, систему поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ.
Переговоры с европейскими, японскими и американскими коллегами о дальнейшем сотрудничестве в "мирном космосе" идут практически без перерыва.