Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал депутатам принять документ во втором чтении. Он устанавливает порядок аккредитации рейтинговых агентств при ЦБ, единые правила их деятельности, а также вводит понятия "кредитный рейтинг", "кредитоспособность", "национальная рейтинговая шкала", "рейтинговый аналитик" и другие.
В законопроекте установлен минимальный размер капитала рейтингового агентства - 50 млн руб. При этом методику оценки величины собственных средств будет определять сам регулятор. Выступая на "круглом столе" "Новации и регулирование российских рейтинговых агентств", заместитель директора департамента развития финансовых рынков ЦБ Виктория Степаненко отметила, что у регулятора "есть определенные опасения" входа на рынок организаций с низкой правовой и финансовой культурой, из-за которой они не смогут исполнять взятые на себя обязательства. Именно поэтому были установлены дополнительные барьеры на вход. "В том числе это связано с тем, что мы вводим кроссегментное регулирование некредитных финансовых организаций, базируясь на принципе пропорциональности", - добавила Степаненко.
Документ будет распространяться исключительно на кредитные рейтинги, то есть все, что касается рейтингов корпоративного управления, инвестиционной привлекательности и других, законопроект не регулирует. Для иностранных рейтинговых агентств предусмотрен переходный период в два года, в течение которых филиалы иностранных агентств смогут продолжать работать в России. Потом они должны будут либо создать дочерние структуры в виде российского юрлица, либо не смогут осуществлять рейтинговую деятельность. Российским агентствам на адаптацию отводится полтора года. "Возник вопрос, что делать эмитентам, банкам и многим другим в ситуации, когда им присвоен рейтинг по международной шкале и они выходят на размещение на иностранную площадку, - отметила Степаненко. - Иностранное рейтинговое агентство должно иметь возможность поддерживать присвоенный рейтинг, и мы предусмотрели механизм, при котором оно через свой филиал в России может продолжать это делать. Нанимать на работу аналитиков, которые могут продолжать общаться с объектами рейтингования, направлять необходимую информацию в головной офис, находящийся за пределами России". Однако без открытия "дочки" в России иностранные агентства не смогут присваивать рейтинги, используемые в регуляторных целях.
ЦБ осенью прошлого года начал проводить квалификационную оценку рейтинговых агентств, по словам Виктории Степаненко, чтобы понять, что собой представляет рейтинговый бизнес, есть ли существенные различия в подходах российских и иностранных агентств, и учесть всю эту практику и наработки в документе. Определенные расхождения были, и на их основании регулятор сформулировал рекомендации каждому из агентств. "Мы говорим именно о предложениях, потому что говорить о требованиях или претензиях в отсутствие законодательства мы не можем. Но учитывая, что мы видим, каким будет регулирование, мы можем порекомендовать руководствоваться отдельными принципами в работе", - добавила Степаненко. По ее словам, работая над документом, регулятор смотрел в первую очередь на опыт европейского регулирования. В том числе для того, чтобы в дальнейшем российские агентства смогли пройти процедуру признания в европейском регуляторе ESMA и работать за пределами России.
"За время прохождения квалификационной проверки агентства очень сильно изменились, многое было сделано, - рассказал гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. - В частности, внесены обновления в методики, начинается пересмотр ряда рейтингов, качественная работа проведена очень большая". Многие рейтинги были понижены, что хорошо с точки зрения качества работы агентств, но может не понравиться потребителям. Тем не менее агентства хотят соответствовать не только требованиям ЦБ, которые тот сформулирует на основе закона, но и получить аккредитацию в одном из западных регуляторов (в первую очередь ESMA). "Все мы так или иначе туда метим, и требования там достаточно жесткие, процедура аккредитации длительная. Она требует серьезного сосредоточения возможностей, интеллектуальных и профессиональных качеств", - добавил Четвериков.
Три четверти всех рейтингов кредитоспособности и благонадежности участников финансового рынка (в том числе непубличных компаний, которым рейтинг нужен, например, для получения займа в банке) приходятся сегодня на российские рейтинговые агентства. Есть сегменты рынка, где иностранные агентства практически отсутствуют, рассказал управляющий директор рейтингового агентства "Эксперт РА" Павел Самиев. Это, например, НПФы и страховые компании. "Это не мешает тем, кто пользуется услугами фондов и страховщиков, устанавливать требования к рейтингам российских агентств", - отметил он.
По мнению Самиева, в регулировании агентств необходимо учесть несколько аспектов. В частности, идеально было бы оценивать их работу с точки зрения матрицы дефолтов. По России ее сегодня составить сложно, потому что дефолтов очень мало. Тем не менее такую работу проводит как "Эксперт РА", так и регулятор. "В чем-то мы не совпадаем, чуть-чуть по-разному считаем, но из этих матриц уже можно делать какие-то выводы. Так, статистика за последние 10 лет показывает четкую зависимость уровня рейтинга и возникновения проблем с исполнением обязательств. Чем ниже рейтинг, тем выше вероятность дефолта", - рассказал Самиев. Важными являются также единые требования к раскрытию рейтинговыми агентствами информации, предоставлению рейтинговых отчетов. Сейчас этого в законопроекте нет, однако это нужно добавить.