Снижать налоговую ставку по налогу на прибыль организаций будут в рамках отбора инвестиционных проектов, уже установленного Налоговым кодексом в отношении региональных инвестпроектов. Отличие механизма снижения налоговой нагрузки от уже существующего в том, что он будет действовать на всей территории России. "Сейчас льготные ставки распространяются только на предприятия, реализующие региональные инвестиционные проекты в отдельных субъектах РФ, перечень которых приведен в Налоговом кодексе, - рассказывает Артем Сирота, партнер юридической компании Sirota & Partners. - Предложенный законопроект позволит установить льготы для участников региональных инвестпроектов в любом субъекте РФ". Предприятиям, реализующим проекты в регионах, которые уже запустили такие льготы, будет предоставлено право выбора между действующим и новым порядком применения льготных ставок. "Таким образом предложенный законопроект позволит расширить круг предприятий, которые вправе претендовать на льготы", - считает Артем Сирота.
Льгота будет предоставляться вновь созданному предприятию при капитальных вложениях от 50 до 500 млн руб. Период применения пониженной ставки налога на прибыль организаций будет действовать начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации регионального инвестиционного проекта (но не позднее пяти лет с даты включения в реестр участников региональных инвестпроектов). Заканчиваться применение льготы будет периодом, в котором разница между суммой налога, исчисленного без применения пониженных ставок налога, и суммой налога, исчисленного с применением пониженных ставок налога, определенная нарастающим итогом за указанные периоды составит величину, равную объему капвложений.
Эксперты считают, что льгота дойдет до адресата, так как эмитировать создание нового предприятия практически невозможно. "Проверить, что предприятие новое, налоговикам под силу, - говорит Михаил Жолудев, управляющий партнер "КПФМ". - Существующие механизмы налогового администрирования и налогового контроля дают для этого все возможности. Особенно в части новелл в области налогового контроля, вступивших в силу с 2015 года, - тотальный электронный контроль по цепочкам сделок между контрагентами, расширенные возможности по проверке налогоплательщиков в рамках камеральных проверок и другие". Поэтому возможно проследить учредителей, конечных бенефициаров, членов исполнительных органов компании, цепочки поставок сырья и материалов, состав и порядок приобретения основных средств, используемых в производстве, и сделать вывод о новизне предприятия. Льгота для новых предприятий не содержит лазеек, позволяющих перерегистрировать производства для применения сниженной ставки по налогам.
"Порядок регистрации организаций отличается от порядка регистрации индивидуальных предпринимателей (ИП) и не позволяет одной и той же организации регистрироваться вновь, - считает Артем Сирота. - При этом организация будет считаться соответствующей критериям участника регионального инвестиционного проекта, если зарегистрированный адрес места нахождения организации согласно ЕГРЮЛ находится в субъекте РФ".
Однако законопроект имеет недостаток - он не обязывает регионы предоставлять предприятиям льготу по налогу на прибыль. "Регионам дано право предоставлять предприятиям такую льготу. По своему усмотрению они могут это сделать, но не обязаны, - отмечает адвокат компании "Деловой фарватер" Антон Соничев. - При этом если они не захотят предоставлять такую льготу, то их не могут заставить или наказать за такое решение". Поэтому у экспертов есть сомнения, что льгота заработает на всей территории страны. "На мой взгляд, вероятность того, что норма останется только на бумаге, крайне велика", - считает Михаил Жолудев. Есть шансы, что льгота появится в регионах, которые заинтересованы в наращивании объемов производства.
Гораздо больше надежды на снижение федеральной составляющей налога на прибыль, обнуление которой для новых предприятий прописано в том же законопроекте. "Льгота же по федеральной части налога на прибыль будет обязательно предоставляться предприятиям (2% от налога на прибыль идет в федеральный бюджет)", - поясняет Антон Соничев.
По мнению экспертов, в законопроекте отсутствует ряд необходимых положений. "Остается неясным, могут ли действующие региональные инвестиционные проекты претендовать на специальную налоговую ставку? Будут ли обязаны учредители этих проектов вносить инвестиции единовременно либо есть возможность делать это поэтапно? Будут ли компании исключаться из реестра, если при поэтапном осуществлении инвестиций общий объем окажется менее 50 млн рублей? К каким сферам должны относиться региональные инвестиционные проекты?" - задает вопросы Анастасия Асташкевич, руководитель международно-правовой практики Коллегии адвокатов "Чаадаев, Хейфец и Партнеры". Очевидно, что эти вопросы авторам документа придется доработать.