Де-юре амнистия не затрагивает убийц и насильников, совершивших тяжкие и особо тяжкие злодеяния. Считается, что закоренелые и жестокие преступники прощения не заслуживают. Но разве меньше горя приносит авария со смертельным исходом, квалифицируемая законодательством как "убийство по неосторожности" и юридически относящаяся к преступлениям средней тяжести? Статья 264 УК РФ, по которой судят большинство виновников таких ДТП, в связи с амнистией как раз и попала в центр внимания. В оценке серьезности совершенных на дорогах правонарушений мнения общественности и профессиональных юристов кардинально разошлись.
В Екатеринбурге до сих пор обсуждают сенсационный приговор, вынесенный на прошлой неделе 33-летнему водителю Renge Rover Денису Степаненко. В сентябре прошлого года Степаненко на красный свет промчался через перекресток и буквально протаранил ехавшее на зеленый легковое авто, за рулем которого находился студент-отличник Александр Дьячков. От его автомобиля осталась груда железа, сам Александр умер, не приходя в сознание. А владелец внедорожника, который, по показаниям свидетелей, был пьян, скрылся.
Позже выяснилось, что бегство с места ДТП уже стало для Степаненко привычкой: он дважды покидал место аварии и его дважды лишали прав за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии. Степаненко придумал, как вообще уйти от ответственности: через несколько дней после происшествия в полицию явился другой человек, фактически бомж, и заявил, что находился за рулем джипа вместо Степаненко.
- Нам удалось доказать, что он лжесвидетельствовал. Со стороны Степаненко оказывалось давление на свидетелей, некоторые меняли показания. Он сделал все, чтобы не признать свою вину, и уж тем более не думал извиняться перед пострадавшими, - говорит главный следователь СУ ГУ МВД РФ по Свердловской области Дмитрий Дорожин.
Отягощающие преступление обстоятельства суд предпочел не учитывать. Степаненко признали виновным в смертельном ДТП, приговорили к двум годам лишения свободы, но тут же отпустили из зала суда по амнистии. Наказание лихач отбывал фактически меньше часа: как только зачитали приговор и с него сняли наручники, он тут же сбежал из зала суда, даже не взглянув на рыдающую мать погибшего студента. Она еще долго плакала на скамье в коридоре суда, не в силах подняться на ноги.
Семья Александра Дьячкова готовит апелляцию на решение суда, а в социальных сетях люди не стесняются в выражениях: "Наглое преступление. Он просто убил молодого парня, к тому же еще скрывался. И за это амнистия? Куда же мы катимся?". "Трусливая тварь, не привыкшая отвечать за свои поступки. Получается, правосудие поощряет таких мерзавцев".
Не менее жесткие высказывания заполнили Интернет, когда по амнистии освободили дочь иркутской чиновницы Анну Шавенкову, сбившую на машине двух сестер. После аварии автоледи вышла из машины и, даже не взглянув на детей, стала разговаривать по телефону. Одна из девочек умерла, другая осталась инвалидом. Суд признал Шавенкову виновной в ДТП и приговорил к трем годам лишения свободы, отложив наказание на 14 лет - пока ее сын не получит паспорт. Но еще до наступления срока автомобилистка попала под амнистию. Этот факт вызвал волну народного недовольства: в Интернете собирают подписи с требованием отменить амнистию, а в соцсетях призывают к самосуду, поскольку суд не вынес "справедливого решения".
В уральский филиал "РГ" уже обратились пострадавшие от не менее резонансного ДТП, когда внук известного уральского адвоката Михаил Федоров, гнавший пьяным на "Лексусе", врезался в "Ниву". В отечественном джипе погибли три человека. Федорова приговорили к семи годам лишения свободы, но родственники погибших опасаются, что, не отсидев и двух лет, лихач будет помилован. "Страшно, если убийца трех человек выйдет на свободу, да еще и по амнистии в честь 70-летия Победы!" - написала в редакцию потерявшая в той страшной аварии отца Ирина Шапцева.
Даже судьи придерживаются мнения, что амнистия и справедливость - вещи малосовместимые.
- Решение об амнистии может не нравиться потерпевшим, журналистам и даже судьям, выносившим приговор, особенно если это связанно со статьей 264, зачастую неоднозначно трактуемой. Кому из пострадавших от действий преступника придется по душе, что он освобожден от наказания? - сказал Вячеслав Курченко, председатель коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда. - Но амнистия - это не решение об условно-досрочном освобождении, когда правоохранители оценивают, как осужденный отбывал наказание, насколько осознал свою вину, а потом решают, достоин ли он вернуться в общество. В акте амнистии морально-оценочный аспект не предусмотрен. Все четко определено: состав преступления и круг лиц, подлежащих амнистии.
Так, может быть, лучше подойти с другой стороны. Не пересматривать судебные приговоры, основанные на букве уже принятых законов, а еще во время разработки законопроекта об амнистии учитывать сложившиеся общечеловеческие понятия о справедливости, прощении и наказании?
- Такой акт прощения, как амнистия, следует применять только в тех случаях, когда преступник действительно раскаялся в содеянном, причем сделал это публично (факт раскаяния всегда фиксируется в судебных материалах). Кроме того, он должен добровольно полностью компенсировать причиненный ущерб, - считает адвокат Виктор Григоров.
Как ни странно, такой амнистированный существует. Недавно Свердловский облсуд помиловал сына президента Национального союза железнодорожников России Юрия Бусыгина 19-летнего Иллариона Бусыгина, по вине которого погибла 71-летняя пенсионерка. Юрий сбил пожилую женщину, когда его машину после столкновения с другим авто выбросило на тротуар, где стояли люди. В марте этого года Верх-Исетский суд приговорил Бусыгина к году колонии-поселения с запретом на управление транспортным средством в течение трех лет. Юрий неоднократно признавал свою вину, приносил извинения потерпевшим, а также оплатил похороны погибшей и возместил всем моральный ущерб. К концу процесса пострадавшие претензий к осужденному не имели. И, когда через пару месяцев после вынесения приговора суд принял решение о полной амнистии, никто не возражал. Правда, юристы почему-то до сих пор считают этот пример прецедентом.
Тем временем
Анжелика Игнатова, мать погибшего Александра Дьячкова, обратилась к президенту Владимиру Путину. В открытом письме она осуждает действия судебных органов и просит главу государства помочь разобраться в этом резонансном деле. "Несмотря на то что следователь привел неопровержимые доказательства, судья отпустил убийцу из зала суда по амнистии (в честь 70-летия Победы). Какое горе для матери, что убийца ее сына не наказан! Как мне после этого жить? Во что верить? Дед моего сына погиб во время Великой Отечественной войны. За что он сражался? За то, чтобы в России безнаказанно убивали людей? Умоляю, отмените амнистию в отношении преступников, совершивших убийство!" - говорится в обращении.